bg
bg
menu

Double Concerto – концерт по Струлёву

Международный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья – 2015» открыт

Первый день фестиваля «Борислав Струлёв и друзья». Фото Владимира Юрченко

«Спешили на один концерт, а как два посетили», – слышалось повсеместно, когда 1 марта слушатели покидали большой зал Белгородской государственной филармонии. А то и того больше, если считать, сколько раз публика вставала с места, чтобы выразить свой восторг солистам, дирижёрам, оркестрантам.

Теперь каждому, кто стал свидетелем триумфального открытия BelgorodMusicFest, предстоит осмыслить то множество впечатлений, что породил первый концерт международного проекта Борислава Струлёва. Симфонизм. Оперное искусство. Русские народные песни и романсы… Невероятно насыщенная программа, её динамичный темпоритм, постоянная смена эмоционального градуса – это то малое, что можно сказать о нём в целом. Далее – детали.

Впервые в фестивальную стихию «Борислав Струлёв и друзья» ввели два мощных оркестровых организма Белгородской филармонии, блестяще исполнивших все произведения программы: симфонический оркестр (худрук – Рашит Нигаматуллин) играл в первом отделении концерта, оркестр русских народных инструментов под управлением главного дирижёра Евгения Алешникова – во втором.

Премьера мирового масштаба

В стенах филармонии прозвучала мировая премьера – третья часть Концерта для виолончели с оркестром. Это фрагмент Виолончельной сонаты Сергея Рахманинова, оркестрованной Аркадием Лейтушем. Американский дирижёр с русскими корнями, он сам управлял нашим симфоническим оркестром. Солировал – виолончелист экстра-класса Борислав Струлёв. Уникальная партитура получила жизнь и теперь шагнёт в мир с наших подмостков.

Здесь, разумеется, ключевая фигура – автор оркестровки. Лейтуш известен своим особым музыкальным мироощущением, оригинальностью трактовок великих партитур и при этом тактом к замыслам тех гениев, которые их создали. Он обретает баланс между произведением и своим отношением к нему – как раз то, что легендарный скрипач и дирижёр Иегуди Менухин считал главным для каждого исполнителя.

Лейтуша и Струлёва сблизила именно эта идея – представить Виолончельную сонату Сергея Рахманинова в виде концерта. Великий русский композитор и в то же время гениальный пианист, Рахманинов прежде всего был сфокусирован на фортепианной музыке – его пять концертов для фортепиано стали достоянием мировой музыкальной культуры. Концертов для других инструментов он не создал. Между тем Лейтуш видел в Виолончельной сонате огромную потенцию для оркестровки.

«После краха Первой симфонии в 1897-м Рахманинов три года лежал на диване и был близок к самоубийству. Пережив годы кризиса, он создал три сочинения: Второй фортепианный концерт, Виолончельную сонату и Вторую сюиту для двух фортепиано. И в то время как концерт стал самым известным и выдающимся не только в репертуаре Рахманинова, но и в мировом фортепианном, два других находятся в тени. Думаю, дело в масштабе исполнения: их камерная музыка для 50–100 человек, концерт – для большого зала. И чувствуя эту несправедливость, я, ничего не переписывая, просто сделал оркестровое переложение. А после сосредоточился на том, кто может представить его, ведь от первого исполнения зависит дальнейшая судьба этой музыки. И вот общие друзья познакомили нас с Бориславом. Когда я открыл ему карты и увидел схожие со своими вдохновение, восторг, увлечённость, понял, что не ошибся», – рассказывает Лейтуш.

Роковая Чакона

Открыли же фестиваль и первый его концерт не менее уникальным сочинением – величественной Чаконой из Второй скрипичной партиты Иоганна Себастьяна Баха. Белгородцы уже слышали эту потрясающей красоты музыку – скрипач из Москвы Родион Замуруев играл её в 2013-м. Но впервые нам представили её оркестровую версию. И снова благодаря Лейтушу.

«Когда слушаешь классический вариант баховской Чаконы, кажется, что не один инструмент звучит, а целый оркестр. Как это сделано? Совершено невозможно объяснить словами. И, называя Чакону пиком божественного озарения, многие считают, что в своём творчестве немецкий гений не поднимался выше. Несмотря на то сколь обширна фортепианная литература, скрипачам позавидовал один из гигантов мировой истории пианизма Бузони – и тогда родилась транскрипция Чаконы для фортепиано. Позавидовали дирижёры – и появились оркестровые транскрипции Штайнберга, Горчакова, Стоковского, Рахлина», – объясняет дирижёр.

В начале 1960-х эту музыку Баха оркестровал выдающийся дирижёр XX века Натан Рахлин (во время Великой Отечественной войны – дирижёр Госоркестра СССР – прим. авт.). Переложение делал исключительно для себя, потому и не создал партитуру, сразу писал партии. Во время репетиций выправляли какие-то ошибки, и вот в таком «грязном» виде всё это осталось. В то время Рахлин возглавлял Государственный симфонический оркестр Украинской ССР, и так совпало, что оркестрованную баховскую Чакону он исполнил в последнем своём концерте с коллективом, которым руководил несколько десятилетий. Когда мастера уволили по причине его еврейства, он потребовал вернуть ему все ноты. Но кто-то всё-таки в тайне сделал их копию.

В Нью-Йорке музыканты, которые до сих пор ориентируются на фигуру Рахлина и оценивают современные интерпретации сквозь призму его принципов, создали Мемориальный фонд Рахлина. Аркадий Лейтуш – его музыкальный директор. Он не фактический ученик Натана Григорьевича, но таковым себя считает, поскольку учился по его записям, дружил с музыкантами, которые играли в его оркестре, и впитывал в себя их разговоры о нём. К 100-летию мастера в 2006-м Фонд организовал памятный тур – концерты и лекции-воспоминания прошли в Киеве, Одессе и Ялте. После Лейтушу предложили стать приглашённым дирижёром Национального симфонического оркестра Украины.

«В один из приездов в Киев счастье мне улыбнулось. Мне помог филармонический библиотекарь – мы нашли те самые ноты. Более двух месяцев у меня ушло на восстановление рахлинской версии. Наконец, почти сорок лет спустя киевской премьеры, Чакона Баха в переложении Рахлина прозвучала снова. И слушатели, среди которых находились и свидетели того первого концерта, заставили нас сыграть её во второй раз. Тогда я поклялся, что везде, где буду выступать – Европа, Израиль, Америка, Россия, – по возможности играть её. Счастлив представить эту музыку в Белгороде», – делится Лейтуш.

Скрипка Третьякова и голос Маторина

Вслед за этой музыкой непростой судьбы последовало совершенно триумфальное выступление скрипичной легенды России и мира, символа русской скрипичной школы – народного артиста СССР Виктора Третьякова. В гармоническом музыкальном единстве его скрипки, симфонического оркестра и Лейтуша (за дирижёрским пультом) возникала изумительно прекрасная романтическая поэмная форма – трёхчастный Концерт № 1 для скрипки с оркестром соль минор Макса Бруха, самая известная из его партитур.

А конферансье вечера – заслуженный работник культуры РФ Людмила Сидорова уже объявляла другого гиганта классической сцены – народного артиста России Владимира Маторина. Бас главного театра нашей страны – Большого, он исполнил около 90 партий, воплотил около 90 образов. Личность невероятного темперамента, его актёрский дар мгновенно покорил белгородскую публику. Маторин исполнил Арию варяжского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова, Арию Кончака из оперы «Князь Игорь» Бородина и Песню Варлаама из оперы «Борис Годунов» Мусоргского, вызвав устойчивые ассоциации с Фёдором Шаляпиным.

Финал на контрасте

Музыкальное повествование о судьбах России продолжили приношением 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – «Песни Победы» – попурри популярных песен о войне. К оркестру и Лейтушу присоединились два солиста – Борислав Струлёв и его виолончель и пианист-виртуоз Сергей Дрезнин (Германия). Кстати, именно Дрезнин создал «Песни Победы». И публика услышала музыку трогательную и пронзительную, заставляющую балансировать наше и чувственное, и рациональное восприятие где-то на грани физического конца и духовного бессмертия, вечности. Слушаешь её, и одномоментно возникают два ощущения – как трагично, но и как красиво. В этой музыке – противостояние бессмысленной необходимости воевать и жажды жить, пропитывающей всё человеческое естество.

И чтобы не завершать первое отделение, что называется на ноте минора, Аркадий Лейтуш с оркестром представили Sophisticated Lady и I got it bad – фрагменты его джаз-романтической сюиты Jazz Extravaganza. Лейтуш собрал её из лучших джазовых пьес легендарного Дюка Эллингтона, его джазовых стандартов.

«Когда в прошлом сезоне я со своим оркестром Нью-Джерси играл Jazz Extravaganza, внучка Эллингтона пришла на премьеру и в конце, поднявшись на сцену, долго говорила и благодарила. Вот вам теория шести рукопожатий в действии – такой привет от Эллингтона мы получили», – комментирует дирижёр.

Фото Владимира Юрченко

Праздник русской души

Второе отделение вылилось в праздник и торжество русской души. На сцене – Оркестр русских народных инструментов БГФ и его главный дирижёр – заслуженный работник культуры России Евгений Алешников – великолепные музыканты, о которых Владимир Маторин скажет:

«Крупно везёт тому городу, где есть народный оркестр, ведь только он способен выразить трепетную русскую душу, нюансы её проявлений – от безудержной тоски до разгуляй. Потрясающий коллектив, непонятно только, почему ещё не академический».

Именно с Маториным, этим величественным исполином с добрым весёлым нравом, наш оркестр исполнил множество русских народных песен и романсов: «Славное море – священный Байкал» (на стихи Дмитрия Давыдова), «Вот мчится тройка почтовая», «Из-за острова на стрежень» (на слова Дмитрия Садовникова), «Ямщик, не гони лошадей» (слова Николая фон Риттера, музыка Якова Фельдмана), «Улица, улица» (муз. Александр Дюбюка), «Живет моя отрада» (стихи Сергея Рыскина в обработке Михаила Шишкина), «Вдоль по Питерской».

Магия Маторинской харизмы, его голоса и удивительно виртуозная игра инструменталистов-народников полностью подтвердили слова митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, который назвал BelgorodMusicFest «праздником и торжеством великого творчества, великой радости и великой любви» (обращение митрополита озвучил в начале вечера настоятель Смоленского собора – протоиерей Павел Вейнгольд).

И, наконец, Фантазия «Цирк» на музыкальные темы Исаака Дунаевского. Написал её Сергей Дрезнин. А воплотили эту музыкальную клоунаду сам автор (партия фортепиано), Борислав Струлёв (виолончель) и белгородский Оркестр русских народных инструментов. Музыка невероятной энергетики подходит к концу, в воздухе кружат конфетти взорвавшихся хлопушек, а слушатели уже на ногах, рукоплещут своим героям. И радуются, что последняя композиция первого фестивального концерта лишь начало, своеобразный мост к концерту второму (4 марта).

Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. BelgorodMusicFest – 2015 посвящён памяти народных артистов России Елены Образцовой и Святослава Бэлзы.

Катерина Шаронова
Copyright © 2012 - 2022
Обслуживание сайта: Спутник Медиа