Белгородский фестиваль «От классики к джазу» начался!
18 апреля в третий день Светлой Седмицы (1-й недели после Пасхи) в Большом зале филармонии открылся 1-й Международный фестиваль классической музыки, организованный управлением культуры Белгородской области и Белгородской государственной филармонией при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.
Короткая официальная часть ограничилась небольшим приветственным словом начальника Белгородского управления культуры Сергея Ивановича Курганского и председателя Фонда развития классического искусства Владимира Фёдоровича Зотова. Последний пожелал белгородцам превратить свой город из «зелёной» и «мясной столицы» региона в региональную «столицу музыкальной классики». Что ж, это пожелание имеет все шансы на наших глазах стать реальностью.
Предоставив право присутствующим в зале губернатору Евгению Степановичу Савченко, Архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну и другим официальным лицам (в их числе членам Попечительского совета Фонда развития) быть просто слушателями, большой (продолжительностью более трёх часов ) концерт начался исполнением сочинения «Святый Боже» для виолончели и хора известного современного английского православного композитора Джона Тавенера (р.1944).
Из шести номеров программы пять (за исключением концерта «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года») были для белгородских слушателей премьерами; из них два (Тавенер в их числе) — премьерами современных сочинений, которые были написаны специально для Борислава Струлёва.
На пасхальное приветствие С.И. Курганского: «Христос воскресе!», зал отозвался дружным «Воистину воскресе!» Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» прозвучала как молитва огромной выразительной силы, как мольба о помощи и спасении. С молитвой «Трисвятое» связывается легенда о чудесном спасении христиан в 5 веке в Константинополе во время землетрясения, когда отроку явились ангелы, поющие песнь троекратного обращения к Богу. Христиане, услышав её, прибавили к пению ангелов слова «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось.
Наверное, редко у кого не встал комок в горле при звуках истово молящей, то рыдающей, то благодарящей, необыкновенно выразительной виолончели Борислава Струлёва, сквозь которую проступала прошедшая через века суровая и человечная вера молитвы (главный дирижёр хора – Елена Алексеева). Видеоряд к музыке Тавенера – кадры мирной жизни и труда на охраняемой силами небесной благодати земле Святого Белогорья – точно сливался с глубоким смыслом замечательного концертного воплощения православной молитвы.
В программе, насыщенной головокружительными виражами эпох и стилей – из ХХ–ХХI века — в романтизм, XVIII век и обратно, в век ХIX – Борислав Струлёв познакомил публику с другим, написанным специально для него произведением — Сюитой для виолончели и камерного оркестра современного американского композитора Лу Харрисона (умер в 2003 г.). Исполненные из Сюиты 6 частей – Хорал, Пастораль, Модерато, Элегия, Интермедия, Аллегро – запомнились специфическим колоритом музыкального языка и разнообразными приёмами взаимодействия солирующей виолончели с оркестром.
Отмеченный отточенностью, виртуозным блеском и идеальным соединением солирующей скрипки (лауреат международного конкурса Анна Боровик) и оркестра под управлением Натальи Боровик концерт А. Вивальди «Лето» был единственным исполнением без Борислава Струлёва, но всецело на уровне мастерства знаменитого виолончелиста.
Никто из слушателей не мог бы сказать, что рассредоточенный в программе романтический «блок» – Октет для струнных Ми-бемоль мажор опус 20 Ф. Мендельсона, Ноктюрн (Адажио) Ф. Шуберта для фортепианного трио соч 1928 г. и Венгерская рапсодия Поппера-Листа – тоже не были для Белгорода открытием.
Большой 4-хчастный классический цикл Октета, написанный Мендельсоном в возрасте 16 лет, благоухает свежестью ощущений, аристократической элегантностью выражения и зрелостью мастерства (великолепная фуга финала, порхающие «эльфовые» темы скерцо и мн. др.).
В звучании соединённых вместе двух струнных квартетов (Вадим Леус, Анна Боровик, Сергей Левченко, Борислав Струлёв – квартет №1 и Наталья Боровик, Диана Хегай, Марина Пейтер, Валерий Михайлов – квартет №2) слушатели явственно и с удовольствием слышали направляющую и доминирующую роль превосходной виолончели Бориса Струлёва работы итальянского мастера конца 18 века Луиджи Пьятеллини.
Зато в изумительно красивом Ноктюрне Шуберта, исполненном Ириной Соколовой (фортепиано, она же – партия клавесина в концерте «Лето» Вивальди), Анной Боровик (скрипка) и Бориславом Струлёвым (виолончель) интонация элегической нежности и умиротворённости, заданная вступлением солирующего рояля, выдерживалась всеми партнёрами идеально. Умение Ирины Соколовой находить безошибочно-точные звуковые решения в музыке любых стилей делает её исключительно ценным и желанным ансамблевым партнёром.
Завершала концерт «Венгерская рапсодия №6» Д. Поппера – Ф. Листа в исполнении Б. Струлёва и оркестра Н. Боровик, сочинение, о котором ведущая Наталья Гирявенко рассказала почти детективную историю, которую, однако, можно и дополнить.
Однажды Борислав услышал эту запись в исполнении выдающегося немецкого виолончелиста Эммануэля Фойермана (1902–1942), в 1933 г изгнанного из Германии за его «нежелательное» еврейское происхождение. Выдающийся солист-виолончелист в 20-е гг. был также участником струнного трио, куда входили скрипач Бронислав Губерман и альтист Пауль Хиндемит, один из самых крупных немецких композиторов ХХ века. С приходом к власти национал-социалистов всем этим музыкантам пришлось эмигрировать, в том числе и чистокровному арийцу Паулю Хиндемиту, женатому на дочери франкфуртского дирижёра-еврея Людвига Ротенбергера певице Гертруде Ротенбергер.
Входящая в репертуар Э. Фойермана эффектная, певучая и виртуозная «Венгерская рапсодия» для виолончели и фортепиано была создана чешским виолончелистом Дэвидом Поппером при жизни Листа и исполнялась им и его женой, ученицей Листа, выдающейся пианисткой Софи Ментер (в 1883–87 гг. – профессором Петербургской консерватории). Позже появились переложения партии фортепиано для симфонического оркестра, но с камерным оркестром Рапсодия Поппера-Листа прозвучала впервые именно на белгородском фестивале.
Овации, устроенные Б. Струлёву принесли в качестве «биса» знаменитого «Лебедя» Сен-Санса (по этому случаю в оркестре появилась арфа Инны Макаренко). Прощаясь, знаменитый гость заметил, что «удивляется выносливости белгородской публики, потому что сам валится с ног от усталости». Однако, это было трудно предположить по его виду — казалось, что Борислав, как античный герой, черпает силы, соприкасаясь со своей виолончелью (в античной мифологии Антей набирался сил, припадая к матери-Земле).
На следующем, джазовом концерте фестиваля 21 апреля, белгородцев ожидает встреча с интернациональным составом молодых солистов-исполнителей во главе с Бориславом Струлёвым и в сопровождении Камерного оркестра «Mezzo music» Белгородской филармонии (художественный руководитель – Наталья Боровик).
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Дмитрия Межевикина)
Источник «Афишка31»