bg
bg
menu

BelgorodMusicFest: Eldar и Ильдар

7 марта. Финальный день пятого BelgorodMusicFest. В качестве подарка для белгородцев на заключительном концерте – шедевры и премьеры. Ещё дары – выступления двух музыкантов мирового уровня: джазового пианиста Эльдара (США) и обладателя премии «Грэмми» (2011) Ильдара Абдразакова (Россия).

И, разумеется, очередная встреча с виолончелистом Бориславом Струлёвым, арт-директором фестиваля, камерным оркестром филармонии Mezzo Music (художественный руководитель – Наталья Боровик), музыкантами симфонического оркестра и дирижёром-маэстро из Испании Хосе Луисом Гомесом, героем первого концерта юбилейного фестиваля.

Любовь и музыка

Concierto de Aranjuez («Аранхуэсский концерт») испанский композитор Хоакин Родриго написал в 1939 году, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Ослепший в трёхлетнем возрасте, он мог только вслушиваться в мир. И вслушивался в него чутко, ощущая переживания, тревоги и страх. А ещё – любовь, несмотря на тревожное время, царившую между мужчиной и женщиной. Например, между самим Хоакином и его супругой. Название концерта – память об их медовом месяце, проведённом в Аранхуэсе.

Адажио концерта – наиболее известная его часть – открыло заключительный вечер фестиваля. Сочинение, в оригинале написанное для гитары с оркестром, прозвучало в интерпретации солирующего виолончелиста Борислава Струлёва и Mezzo Music под управлением дирижёра-гостя.

За фестивальные дни в Белгороде состоялось немало музыкальных премьер. Для финального концерта приготовили ещё одну – концерт De Berlin Владимира Космы. Французский композитор румынского происхождения написал музыку для более чем 200 кинолент. Концерт De Berlin он создал для французского фильма «Седьмая мишень». Партитуру концерта для скрипки с оркестром Владимир Косма лично передал музыкантам, чтобы его музыка зазвучала в Белгороде. С камерным оркестром под управлением Хосе Луиса Гомеса солировала Анна Боровик.

Анна Боровик солировала в концерте De Berlin.

Анна Боровик солировала в концерте De Berlin.
Фото Владимира Юрченко

«Великий импрессионист в джазе»

Так назовёт Борислав Струлёв своего друга – пианиста Эльдара Джангирова, более известного за границей под коротким псевдонимом Eldar. Нет, не аттестует публике заранее, а воскликнет, поражённый, за кулисами во время его выступления.

Эльдар родился в Бишкеке, тогда ещё городе Фрунзе. Мама – преподаватель музыки. И вовсе не удивительно, что в три года мальчик сел за рояль. Его учителем стала мама. Необыкновенно трогательную собственного сочинения Lullaby Fantasia на концерте Эльдар исполнит как посвящение маме, как память о тех днях, когда всё только начиналось для него в музыкальном мире.

В девять лет на джазовом конкурсе в Новосибирске маленького пианиста заметили профессионалы из США. Когда и как случился переход от классики к джазу, сам Эльдар вспоминает в многочисленных интервью. Рассказывает, что любителем джаза в их доме был папа. Прослушивая с ним пластинку за пластинкой, молодой музыкант выбрал для себя судьбу.

Через время семья Джангировых переезжает в Штаты, где Эльдар побеждает в международных конкурсах, записывает пять альбомов с лейблом Sony и за один из них в 2008 году номинируется на «Грэмми».

Эльдар Джангиров.

Эльдар Джангиров.
Фото Владимира Юрченко

Белгородские слушатели джазового пианиста, чью технику сравнивают с техникой Оскара Питерсона, приняли восторженно. Кстати, именно на концерте – посвящении Питерсону в Карнеги-Холле Эльдар повстречал Борислава Струлёва.

«Мы потом держали дружбу. Он (Струлёв – прим. ред.) увидел видео, которое я сделал несколько лет назад с Российским национальным оркестром в Москве, в зале Чайковского, на моём веб-сайте. Мы играли Рапсодию в стиле блюз. Борислав позвонил мне и сказал: «Ты хотел бы сыграть Рапсодию в стиле блюз здесь, в Белгороде?» Я сказал, это будет честь для меня. И вот я здесь».

Рапсодия в стиле блюз Джоржа Гершвина прозвучала в исполнении Эльдара и камерного оркестра и музыкантами симфонического под управлением Хосе Луиса Гомеса последней. Она сорвала овации.

Перед этим пианист блистал в джазовой импровизации, исполняя сольно Moanin Бобби Тимонса, пьесуБилли Стрейхорна Take the A-train. Вместе с виолончелистом Бориславом Струлёвым Эльдар подарил залу два сочинения Гершвина – Прелюдию № 2 и It ain’t necessarily so.

В антракте после выступления Эльдар делился с журналистами:

«Оркестр звучал феноменально. Хосе Луис Гомес – отличный дирижёр. Публика хорошая, позитивная энергия. Я очень рад быть здесь».

Отвечая на вопрос, что значит для прославленного музыканта выступать в небольших провинциальных городах, пианист размышляет:

«Это даёт очень хорошую связь, когда я могу по-настоящему связаться с людьми через музыку. Я могу дать им улыбки. Для меня это большая часть моей жизни».

  • Хосе Луис Гомес во второй раз на фестивале поднялся на дирижёрский мостик.

  • Хосе Луис Гомес во второй раз на фестивале поднялся на дирижёрский мостик.

И рассказывает, как готовится к выходу на сцену:

«Если есть пианино, я постараюсь сделать руки горячими: с холодными руками не очень комфортно играть. Буду просто разминаться. Потом у меня как бы ритуал: пять минут я просто сажусь и ни с кем не разговариваю. Просто дышу, чтобы войти потом на сцену.

Я бегаю почти перед каждым концертом последние десять лет. Пробегаю около 5 км. И мне это даёт позитивную энергию, некий баланс. Сегодня пробежал по Народному бульвару до стадиона и обратно, побегал вокруг. Пришёл – и почти сразу на сцену.

Каждый день я стараюсь играть. Минимум час, максимум – весь день. Жизнь музыканта – это почти как жизнь спортсмена, потому что нужно держать связь с музыкой».

Музыкальный подарок Ильдар

Его имя на афише фестиваля будоражило слушателей с первого концерта: «Лучший бас мира – на белгородской сцене!». Ильдар Абдразаков – «сенсационный бас, у которого есть всё: грандиозный звук, красивое легато, огромное изящество», – так описывают второго гостя заключительного концерта в зарубежной прессе.

Абдразаков, солист Мариинского театра и Метрополитен-опера, обладатель премии «Грэмми» в двух номинациях, в белгородской филармонии – чем не подарок к международному женскому празднику?

Он стремительно появляется на сцене после увертюры к «Кармен» Жоржа Бизе, чтобы исполнить арию Тореадора. Статный, обаятельный, импозантный, Абдразаков одним выходом на сцену срывает аплодисменты.

Ильдар Абдразаков.

Ильдар Абдразаков.
Фото Владимира Юрченко

После арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, исполненной Струлёвым вместе с белгородскими музыкантами, Абдразаков вновь возвращается на сцену. И в их совместном исполнении звучит ария короля Филиппа из оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». Как скажет позже Борислав – ещё один его рекорд, «глубочайшее потрясение». Затем – романс Михаила Глинки «Сомнение» и «Элегия» Жюля Массне (за роялем – заслуженная артистка РФ Людмила Петрова).

Завершив юбилейный фестиваль оперными шедеврами – каватиной Алеко из оперы Сергея Прокофьева«Алеко» и арией дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, – Абдразаков вышел на бис. Музыкой закрытия стала «Гранада».

После выступления за кулисами Ильдара ожидают овации от музыкантов филармонии, поклонники и журналисты. Им герой дня расскажет, чем отличается белгородская публика:

«…то тепло души, которое идёт из зала, чувствуется с первых нот. Этот процесс обмена невозможно объяснить, это нужно чувствовать. Это заряжает, и мы хотим отдать ещё больше».

О том, почему принял приглашение приехать:

«Я много слышал о фестивале. На приглашение Борислава я согласился и сказал, что, как только найду время, приеду с удовольствием. Закончился контракт, начинается другой, в промежутке получилось заехать».

Борислав Струлёв и Ильдар Абдразаков.

Борислав Струлёв и Ильдар Абдразаков.
Фото Владимира Юрченко

И передаст поздравления с 8 Марта для всех белгородок:

«Приехать в потрясающий город, видеть тёплые, улыбающиеся лица в зале – что ещё нужно? Я отношусь к женщинам так, что каждый день – 8 Марта. Ведь мы без вас, девушки, никуда, кому мы нужны? Я рад быть здесь и поздравить женщин Белгорода с праздником».

Послесловие фестиваля № 5

Борислав Струлёв в первые минуты после завершения юбилейного BelgorodMusicFest:

«Время пролетело как минутное забвение счастья. Секунды на сцене – это то, ради чего живём все мы, музыканты. Каждый день в рамках фестиваля происходило просто приношение всем видам искусств. От открытия до закрытия, через шахтёрские тернии и погружения, рекорд за рекордом для всех – и для исполнителей, и для меня. Бах впервые побывал там, где руда. Приехал Ильдар Абдразаков и дал такой феерический концерт. Великий «Дон Карлос» был сегодня – мы оказались практически в миланской опере Ла Скала… Называйте любые залы.+

Борислав Струлёв.

Борислав Струлёв.
Фото Владимира Юрченко

Спасибо нашему ведущему, моему другу Василию Мичкову, который как будто добавлял газ в воду. Эта газировка – невероятное ощущение того, что делал Василий. Спасибо дирижёру Хосе Луису Гомесу, который остался на весь срок, хотя он очень занятой человек. Он влюбился в регион и говорит, что это какое-то особое место. Он сам из Венесуэлы и поэтому любит ощущение маленького уютного места, где люди по-другому общаются, по-другому разговаривают и детально относятся ко всему. Это очень важно, тем более для музыкантов.

Спасибо губернатору Белгородской области Евгению Савченко за слова, сказанные на открытии, спасибо фонду за веру и поддержку. Спасибо белгородской филармонии и нашей публике. Спасибо, что всё продолжается. Это порыв души и сердца, потому что иначе у нас не получается».

На прощание арт-директор BelgorodMusicFest заверяет журналистов: задумки для следующего, шестого фестиваля, безусловно, есть. Но раскрывать секреты заранее – не в манере Борислава Струлёва.

Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» прошёл при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.

Оксана Придворева
Copyright © 2012 - 2022
Обслуживание сайта: Спутник Медиа