BelgorodMusicFest: с приветом из Европы
4 марта в Белгороде прозвучал второй концерт юбилейного фестиваля
Арт-директор международного фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» удивляет и дарит музыкальные подарки горожанам, уже привыкшим к неповторимости каждого концерта. А ещё Борислав Струлёв устанавливает рекорды. Российский – сыграв 3 марта в губкинской шахте на глубине 340 метров. И фестивальный, когда пятничный концерт стал самым длинным за пятилетнюю историю BelgorodMusicFest.
Вечер с виртуозами
Однако три с половиной часа – ровно столько очаровывали, будоражили и восхищали белгородскую публику друзья маэстро – пролетели на одном дыхании. А далее – подробности и детали.
… На сцене – камерный оркестр Mezzo Music (художественный руководитель – Наталья Боровик). Через мгновение к нему присоединится первый гость – солист Московской государственной филармонии, гитаристВиталий Кись. «Из тонко чувствующих, настоящих», – так характеризуют Кися музыкальные критики. В исполнении гитариста-виртуоза, бесконечно изобретательного в интерпретации гитарной музыки, и камерного оркестра зазвучит «Праздник» – сочинение самого Виталия. Так открыли программу концерта «Всё лучшее из Европы».
Друзья друзей
2014-й. Третий BelgorodMusicFest ознаменован потрясающим театром скрипки венгерского виртуоза Роби Лакатоша. После фестиваля Лакатош рассказывает о нём и об удивительном белгородском оркестре своим друзьям. И вот два года спустя гостем белгородского феста стал один из них – Орос Золтан, аккордеонист с мировым именем.
В четырёхлетнем возрасте он взял в руки аккордеон. В десятилетнем возрасте играл в Москве на Красной площади… Орос Золтан, знаменитый музыкант, с ярким стилем и «вечнозелёными» мелодиями – такое название закрепилось за исполняемой им музыкой – гастролирует по всему миру. Пару лет назад запись его выступления увидел Борислав Струлёв. И сразу пригласил Золтана приехать в Белгород. Подходящую дату выбирали долго.
И вот аккордеонист здесь, на юбилейном фестивале. Так совпало. Орос Золтан признаётся: заочно познакомившись с BelgorodMusicFest, он поразился его удивительной энергии и экспрессии. А приехав в Белгород, убедился в этом воочию.
Орос Золтан даёт такую оценку тем, с кем здесь работал: «Только чистые душой люди могут делать такую музыку».
И подчёркивает: белгородские музыканты могут в любой момент поехать в его родную Венгрию и обрести там славу. А о себе он говорит, что его исполнительский талант идёт от сердца: «Надо жить так, чтобы можно было получить отдачу от музыки».
Описать словами, как творит на сцене Золтан почти невозможно. Что звучало? Сольно – La foule из репертуара Эдит Пиаф и «Балканская мелодия». «Танго для Клод» «священного монстра джаза» Ришара Гальяно прозвучало в исполнении Ороса Золтана и Борислава Струлёва. Его же «Жизнь прекрасна» исполнили уже расширенным составом: к аккордеонисту присоединились Виталий Кись и белгородцы – Павел Могильниченко (контрабас) и Олег Иванов (ударные). В содружестве Ороса Золтана и камерного оркестра – танго «Забвение» и Либертанго Пьяцоллы, Чардаш Монти, непревзойдённые «Очи чёрные» и «Турецкий марш» Моцарта в оркестровке самого аккордеониста, где заметны балканские мотивы.
Солнечный ветер Алевтина
Затем на сцене воцарился джаз. В образе Алевтины Поляковой. Она работала с джазменами Анатолием Кроллом и Игорем Бутманом. Джазовая вокалистка, играющая на тромбоне и саксофоне, она едина в трёх ипостасях. Композитор, аранжировщик, инструменталист и солистка собственного проекта Solar Wind. И, кстати, наша почти землячка: сама Алевтина родом из Железногорска Курской области, а дедушка её и вовсе родился в Белгородской области.
Женщина и тромбон – об этом необычном сочетании Алевтина говорит просто: музыкант обязан играть хорошо всегда, на любом инструменте. Но рассказывает интересную историю:
«Я играла на классическом саксофоне. Поехала поступать в московский колледж джазовой музыки по направлению «джазовый саксофон». Меня прослушали, комиссии понравилось. А потом сказали, что мест нет и нужно подождать до следующего года. Но я не захотела ждать. Неожиданно у меня спросили: играла ли я когда-нибудь на тромбоне. И мне стало интересно, как он прозвучит в моих руках. Я этим делом занялась и занимаюсь до сих пор».
Вместе с Сергеем Заваруевым (фортепиано), Павлом Могильниченко (контрабас) и Олегом Ивановым (ударные) – инструментальной группой филармонии – Алевтина Полякова покорила слушателей джазовым стандартом Sweet Georgia Brown Масео Пинкарда. А затем она вышла на сцену вместе с квартетом тромбонов Jazz Guardians, чтобы исполнить «Без свинга нет джаза» Дюка Эллингтона. Свою аранжировку композиции для фестиваля написал Павел Могильниченко.
После выступления тромбонистка раскрыла маленький секрет. В Белгород она ещё вернётся, чтобы вместе со своим квартетом и камерным оркестром Натальи Боровик воплотить в жизнь большой проект «Русский романс, джаз и не только».
«Я надеюсь, что уже в мае нас услышат здесь», – рассказывает Алевтина.
Музыкой Лёва занимается шестой год. Как говорит, взял пример с папы, профессионального музыканта. За это время мальчик не единожды становился лауреатом музыкальных конкурсов.
Выступление на фестивале для него – возможность получить совет взрослых, именитых музыкантов. Борислав Струлёв, например, рассказывает Лев, посоветовал импровизировать в припеве, не стоять на месте.
Лев вышел на сцену вместе с Jazz Guardians, инструментальным трио Олега Иванова, Павла Могильниченко и Сергея Заваруева и Алевтиной Поляковой, чтобы исполнить Bésame mucho и Caravan Тизола.
Торжество «Янушки»
Второе отделение концерта – и очередное знакомство. Это ансамбль Janoska («Янушка»), приехавший из Австрии. Два скрипача, пианист и контрабасист – семейный коллектив. Три брата: Ондрей, Франтишек, Роман и муж их кузины Юлиус Дарвас.
«Мы семья, – говорит Франтишек Янушка. – И это отражается в нашей музыке и в самой атмосфере. От этого на сцене мы испытываем особые эмоции. Это неповторимо».
На сцене их четверо, но собой они как будто заполнят всё пространство. Силой, мощью своего выступления они поражают настолько, что как будто бы весь зал становится частью их феерии, Cirque du Soleil от музыки. Это и есть неподражаемый стиль Янушек, известный в Европе и отмеченный слушателями и коллегами-музыкантами. Например, оперной дивой Анной Нетребко и виолончелистом Мишей Майским.
«Янушка стайл» придуман нами. Это что-то весёлое, динамичное. Мы стараемся базироваться на классической музыке и комбинировать различные жанры. Это немножко джаза, немножко поп, немножко балканской музыки», – так говорят сами музыканты о своём стиле.
Недавно ансамбль «Янушка» заключили контракт с Deutsche Grammophon. Их диск выйдет в апреле. А белгородцев заранее познакомили с произведениями, которые в него войдут. И каждый раз на сцене совершалось торжество виртуозности и импровизации, от которых захватывало дыхание. Вместе с «Янушками» в «Размышлении» из оперы «Таис» Массне солировал маэстро Струлёв.
И удивительно долго не хотели белгородцы отпускать со сцены неповторимый коллектив, в чьих импровизациях они услышали и русские мотивы, и танго, и музыку Балкан, и даже ритмы Майкла Джексона.+
Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» проходит при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.