Весна в Белгороде — время фестивалей
Уже второй год подряд весна в Белгороде становится временем проведения двух больших музыкальных фестивалей, организуемых Белгородской государственной филармонией при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области. Первый фестиваль — «Борислав Струлёв и его друзья», официальный участник Культурной Олимпиады «Сочи 2014», — приходит в наш город марте.
Будучи главной движущей силой прошлогоднего первого международного музыкального фестиваля «От классики до джаза», именитый американский виолончелист русского происхождения Борислав Струлёв оценил музыкально-фестивальные перспективы Белгорода, дав согласие стать арт-директором международного «BelgorodMusicFest’а».
Теперь фестиваль приобрёл не только новое название — «Борислав Струлёв и его друзья», но и ещё большую целостность, становясь праздником современного музыкального креатива, что, несомненно, особенно привлекательно для молодёжи, однако — в рамках достаточно строгой классической парадигмы.
В одно время и в одном месте — в марте, в Большом зале Белгородской филармонии — соберутся молодые, начинающие или уже прославленные солисты из России, Германии, США, которые выступят совместно с коллективами БГФ — Камерным оркестром «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик и Камерным хором под управлением Елены Алексеевой.
По замыслу радикально-объединительно мыслящего Борислава Струлёва, три концерта фестиваля должны сохранять главную, но не единственную музыкально-стилистическую направленность каждого вечера (танго, джаз, рок), соединяя в пространстве одного концерта как классические, так и экспериментальные формы исполнительства.
Что услышат белгородцы и чем удивит «BelgorodMusicFest–2013», можно с большой долей вероятности предположить по составу его участников. Из прошлогодних в нынешнем музыкальном празднике примут участие московская скрипачка Анна Боровик (в двух концертах фестиваля) и знаменитый Айдар Гайнуллин (баян, Германия).
В программе первого дня фестиваля — «Cello tango» («Виолончельное танго») — белгородцы услышат неподражаемую виолончель Борислава Струлёва в объятиях знаменитого московского оркестра «Папоротник», исполняющих классику аргентинского танго — композиции Пьяццоллы, Сандерса, Виллальдо, Гарделя и др.
Это — одна из программ продюсерского Центра Борислава Струлёва, которая стоит в одном ряду с такими программами как «Борислав Струлёв и Денис Мацуев», «Борислав Струлёв и Владислав Маленко», «Борислав Струлёв и Евгений Гришковец», «Борислав Струлёв и Тамара Гвердцители», «Борислав Струлёв и Ляйсан Утяшева».
Оркестр «Папоротник» критики называют «беспрецедентным по своей харизматичности соединением классики и современных музыкальных направлений, включая рок и техно». Существуя с 1991 года, он не раз менялся в своём составе, оставаясь неизменным в своей приверженности звуковым экспериментам на основе самых неожиданных музыкально-стилевых микстов.
Программа «Виолончельное танго» Борислава Струлёва и оркестра «Папоротник», без сомнения, станет лакомым музыкальным угощением для любителей современных музыкальных «коктейлей».
Одной из главных фигур второго вечера фестиваля станет канадский классический и джазовый пианист-виртуоз Мэт Херсковиц. Именно в его честь вечер получил название «Oscar Peterson XXI». Сравнение со знаменитым канадским джазовым пианистом Оскаром Эммануэлем Питерсеном (1925–2007) не случайно. Мэт Херсковиц (кстати, выпускник самых знаменитых американских музыкальных «хай-скул»: Джульярдской школы музыки в Нью-Йорке и Музыкального института Кёртиса в Филадельфии), помимо всего прочего, подобно Оскару Питерсену прославился замечательными джазовыми обработками классики и головокружительной виртуозностью джазового фортепиано в ансамблях небольших составов.
Участие во втором концерте фестиваля знаменитого московского ударника-виртуоза Дмитрия Севастьянова обещает любителям джаза незабываемые впечатления.
Фестиваль — это всегда сюрпризы, импровизации, премьеры. Может быть, это будет лиричнейший фортепианный Ноктюрн композитора Мэта Херсковица в исполнении автора из альбома Лары Фабиан «Nue» 2001 г., с которого началось сотрудничество знаменитого пианиста и эстрадной певицы, его соотечественницы. Или это могут быть пьесы фортепианного цикла «Иерусалимская трилогия» из одноименного альбома 2011 года, получившего приз за «Лучший джазовый альбом года»; цикла, прозвучавшего на многих международных фестивалях; цикла, в котором переосмыслены классический джаз и стили классической музыки ХХ века в неповторимой, уникальной и очень личной манере М. Херсковица.
В третьем концерте фестиваля главная премьера объявлена заранее. Наряду с выступлениями петербургского контрабасиста Артёма Чиркова, которого называют «Ван Клиберном» контрабаса, и московского гитариста Юрия Алешникова, в концерте прозвучит премьера Рок-концерта для скрипки, оркестра и хора Александра Маркова в исполнении автора — всемирно известного американского скрипача русского происхождения, Камерного хора БГФ и Камерного оркестра «Mezzo music».
Александр Марков, оставивший, по словам легендарного американского скрипача и дирижёра Иегуди Менухина, «свой след в анналах скрипичной виртуозности нашего времени», в свой первый приезд в Белгород три года назад произвёл неизгладимое впечатление в амплуа классического скрипача. Его «Рок-концерт» написан для электрической 6-струнной скрипки — нового, недавно запатентованного инструмента, имеющего не только особый характер звука, но и большую динамическую шкалу.
Музыкальный Белгород живёт ожиданием фестиваля, на котором, по словам Борислава Струлёва, «будет чему удивляться». Этому нетрудно поверить, рассматривая состав участников «BelgorodMusicFest’а». И как всё, связанное с именем Струлёва, это, несомненно, будет познанием новых горизонтов современной музыки.
Поклонников более традиционных форм классического музыкального искусства в апреле ожидает 2-й фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи», в афише которого выступление народного артиста СССР Юрия Башмета и его камерного ансамбля «Солисты Москвы», арт-проект «Тенора ХХI века» и концерт Праздничного Патриаршего мужского хора Данилова монастыря.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская
Источник: А-фишка