BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: День второй
Пятнадцатиминутной овацией в переполненном Большом зале Белгородской филармонии заканчивался второй концертный вечер II Международного фестиваля «Борислав Струлёв и друзья».
«Сегодня фестиваль пересекает своеобразный музыкальный экватор, — так предварила начало концерта ведущая Наталья Гирявенко. — Поэтому будет жарко». И, действительно, было жарко, хотя припекать начало ещё до начала концерта, когда собирающуюся многочисленную публику (все билеты на концерт были раскуплены задолго до начала фестиваля, в Белгород на концерты приезжают даже гости из Воронежа) в фойе приветствовал зажигательный филармонический диксиленд.
Главными фигурами второго вечера были пианист, аранжировщик и композитор Мэт Херсковиц (первое отделение) и баянист, композитор и певец Айдар Гайнуллин.
Мэт Херсковиц — музыкант «одной группы крови» с Бориславом Струлёвым, пианист отличной академической выучки и, одновременно (как и Б. Струлёв), не побоявшийся и сумевший построить свои собственные, неповторимо-личные и убедительные отношения с классикой.
Сейчас живущий в Канаде, уроженец Нью-Йорка Мэт Херсковиц получил пианистическое и композиторское образование в лучших американских музыкальных вузах — Музыкальном Институте Кёртиса в Филадельфии и Джульярдской школе Нью-Йорка. Его учителями были Джозеф Калленштайн и русский американец Владимир Виардо (род. 1949 г., уехал из СССР в 1988-м), ученик выдающегося советского педагога Льва Наумова в Московской консерватории.
По словам Мэта, джаз увлёк его с юных лет благодаря встречам и дружбе с выдающимися американскими джазменами. Полуторачасовое отделение концерта американский виртуоз начал со своего фирменного стиля «classic and jazz». Перед первым «сольным» блоком, в исполнении М. Херсковица с оркестром Натальи Боровик прозвучала специально написанная им для «BelgorodMusicFest’a» короткая, как эпиграф, пьеса с таким же названием — «BelgorodMusicFest».
Что-то родственное музыке позднего Барокко было в густых, насыщенных низких тембрах струнных, из которых, как птица в полёте, выросла и улетела прочь красивая мелодия скрипки. Не случайно Мэт сам себя называет мелодистом, и в концерте не раз можно было в этом убедиться.
Прозвучавшие затем Бах и Шопен (соло) были логически-ясными и, в то же время, восхитительными своим мастерством и фантазией, неповторимо-индивидуальными композициями Мэта Херсковица. Так, школьно-хрестоматийная Прелюдия до-минор из 1-го тома ХТК Баха до раздела Presto звучала в полном соответствии с текстом ХVIII века, как вдруг, словно испугавшись предписанного автором вдвое быстрого темпа, «вильнула» в джазовое переложение баховского Allegro, затем и вовсе уйдя в далёкую от Баха импровизацию, но, набравшись сил, вновь приблизилась и преодолела баховское Presto, после чего баховский мажор в конце минорной пьесы стал вдвойне мажором.
Надо заметить, что Херсковиц импровизирует «внутри классики» в очень чётких стилистических и образных границах оригинала. Так, два разных Этюда Шопена из ор. 10 — медленный Ми-мажор № 3 и головокружительно-техничный До-мажор № 1 — имеют два превосходных, но различных решения. Красиво «пропев» знаменитую мелодию ми-мажорного Этюда, пианист перед самым трудным местом сделал джазовый «антракт»-импровизацию в стиле романтической шопеновской техники «perle» («жемчуг»), которая волнами переходила в мягкий свинг и обратно, а затем, как бы собравшись с силами, вернулся к этому самому сложному месту — двойным секстам в расходящемся движении обеими руками.
И насколько иное решение в До-мажорном Этюде, где сквозь бурный поток пассажей арпеджио по всей клавиатуре в правой руке, левая начинает выделывать ритм «буги», а затем, когда пассажи перехватывает левая, в правой, как Афродита из пены, вдруг возникает певучая мелодия Ewigweibliche (Вечно Женственного).
Затем последовал первый (но не единственный) сюрприз этого дня — блюзовая композиция на музыкальную тему архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в исполнении Мэта Херсковица и Борислава Струлёва как музыкальное приношение от фестиваля благословившему фестиваль Митрополиту.
Как и предсказывал на предваряющей концерт пресс-конференции Айдар Гайнуллин, публика приходила во всё большее восхищение от динамичной, насыщенной контрастами программы Мэта Херсковица (как, впрочем, и во втором отделении от самого Айдара Гайнуллина).
После «сольного» блока Мэта Херсковица последовал его «концертный» и «ансамблевый» блок. Аранжировки 2-й части фа-минорного клавирного концерта Баха и 1-й части ля-минорного фортепианного концерта Шумана не могли не быть очень разными по определению. Суровая, близкая современным ощущениям музыка Баха, где баховская фортепианная кантилена была отдана скрипке (Анна Боровик) и виолончели (Борислав Струлёв), в то время как оркестр «Mezzo music» вместе с М. Херсковицем, Павлом Могильниченко (контрабас) и Олегом Ивановым (ударные) выполняли роль ритм-секции, и романтическая, отнюдь не разрушаемая фортепианными джазовыми «вставками» поэзия фортепианного концерта Шумана.
«Ансамблевый» блок начался со свирепой, как схватка диких хищников, очень известной пьесы Мэта Херсковица «Prokofiev’s Revange» («Месть Прокофьева») в исполнении автора, Павла Могильниченко и Олега Иванова. Эта пьеса — «симметричный ответ» современного пианиста-виртуоза и композитора другому выдающемуся пианисту-виртуозу и композитору ХХ века — Сергею Прокофьеву, парафраз сложнейшего Этюда Прокофьева. На раскачивающиеся колокольные басы наслаиваются в сногсшибательном темпе и тихой динамике хроматические гаммы двойными терциями (высший пилотаж пианиста!), которые то бессильно погасают, то вновь, как терминатор, возрождаются в молотобойном неистовстве ударных приёмов фортепианной техники.
И следом опять сильнейший контраст — фрагмент из мюзикла Мэта Херсковица «Белла, краски любви», посвящённый жене и музе Марка Шагала. Трио фортепиано, скрипки и виолончели и составом исполнителей, и славянской певучестью элегических мелодий отсылало к знаменитому мемориальному трио П. И. Чайковского, отличаясь от него великолепной «бисерной» фортепианной отделкой струнных мелодий.
Лирический, тонкий, романтический Мэт Херсковиц (каким его можно услышать в несыгранном на белгородском фестивале Ноктюрне из его первого альбома с Ларой Фабиан 2001 г.) хотел закончить своё выступление ещё одним фрагментом этого мюзикла, но слушатели потребовали «биса», которым стала импровизация знаменитой темы Дж. Гершвина «Я чувствую ритм».
Во второй части концертной программы стало ещё горячее. Начавший второе отделение уже любимец Белгорода восхитительный, восточно-невозмутимый Айдар Гайнуллин до конца концерта поднял и без того накалённый градус настроения публики едва ли не до экстатического восторга. В «Танго для Клод» Р. Гальяно (французского ученика А. Пьяццоллы) публика услышала французский «accordino» — разновидность губной гармоники, примечательный способностью создавать эффекты глиссандирующего «скольжения» внутри одного звука.
Другим сюрпризом этого отделения стало выступление певца Айдара Гайнулина, который, без скидки на статус прекрасного народного инструменталиста, спел «Памяти Карузо» Лючио Далла, кантилену в духе неаполитанских песен.
Белгородские музыканты, участники 2-го концерта — Юрий Алешников (гитара), Анжела Осипова (флейта), Олег Иванов (ударные), Павел Могильниченко (контрабас) и Камерный оркестр Натальи Боровик не просто музицировали наравне с великолепными мастерами, на были неотъемлемой органичной частью этого великолепного музыкального праздника.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Источник: Афишка31