Роковая классика
В Белгороде прошла российская премьера «Rock Concerto» Александра Маркова. Музыкальный проект известнейшего скрипача завершил II Международный фестиваль классики и джаза «Борислав Струлёв и друзья». В заключительном концерте приняли участие концертмейстер Санкт-Петербургского заслуженного оркестра под руководством Юрия Темирканова Артем Чирков (контрабас), джазовый и роковый музыкант Дмитрий Севастьянов (ударные), скрипачка Анна Боровик, симфонический и камерный оркестры Белгородской государственной филармонии, а также камерный хор под руководством Елены Алексеевой.
У фестиваля, которому всего-то два года от роду, уже появилась масса традиций. В общем – удивлять, очаровывать и пленить. В частности – открывать публике новые имена, новые музыкальные стили, одну за другой дарить премьеры, экспериментировать, сочетать несочетаемое, собирать на сцене талантливейших музыкантов – друзей Борислава Струлёва.
Темой свободы было пронизано второе отделение последнего концерта фестиваля. Тема свободы есть рефрен к нему самому. Здесь классику подавали под джазовым «соусом». Здесь бессмертные Вивальди и Шопен уступали сцену легендарным Abba и Queen, а музыканты из США, Германии и Канады работали вместе с белгородскими артистами. Здесь вовсе не было ограничений.
Прежде чем поставить точку, участники фестиваля подарили белгородцам щедрую порцию незабываемых эмоций, которых наверняка хватит, чтобы дождаться следующего года и новых встреч с друзьями Борислава Струлёва. А вот и он сам – открывает программу очередной премьерой. Вилла-Лобос, прелюдия из «Бразильской бахианы №1 для ансамбля виолончелей» звучит в исполнении мастера и камерного оркестра Mezzo music.
В этот вечер любители классики смогли вдоволь насладиться Бахом, Вивальди и Паганини. Это было академично и увлекательно одновременно. Когда еще вы увидите балет в исполнении контрабаса?! Гость из Санкт-Петербурга Артем Чирков «плясал» вместе со своим инструментом под собственную аранжировку «Тарантеллы» Джованни Боттезини.
Во всем мире есть только пять контрабасистов, которые выступают соло. Один из них – Артем Чирков. Впрочем, об уникальности его таланта говорит еще множество фактов. Выпускник Санкт-Петербуржской консерватории, он – победитель первого международного конкурса контрабасистов-виртуозов Bradetich Foundation, участник секстета контрабасов Bassiona Amorosa, концертмейстер группы контрабасов Заслуженного коллектива России, оркестра Санкт-Петербургской филармонии. В конце концов, это о нем говорят – «Ван Клиберн» контрабаса.
В Белгороде Чирков продемонстрировал свои способности аранжировщика, композитора и исполнителя исключительной техники. В дуэте со Струлёвым он играет сложнейшую «Сонату для двух виолончелей» Жана-Батиста Баррьера, взяв одну из партий на себя и свой контрабас. Действительно, этот инструмент в его руках становится податливым и обретает необыкновенный голос. Вместе с виолончелью Борислава они звучат бесподобно.
Но у организаторов фестиваля еще есть козыри. Им мало того, что зрители не отводят глаз от сцены, что благодарят музыкантов, не жалея ладоней, что кричат «браво», едва только смычки победоносно устремятся вверх. Встречайте – «Паганини XXI века» Александр Марков!
Именно так за высочайший уровень мастерства в музыкальном мире называют человека, который и в обычной жизни, и на сцене одинаково скромен и приятен. Виртуозный исполнитель, продолжатель именитой династии скрипачей Марковых, талантливейший композитор, он на каждое доброе слово о себе, смущаясь, говорит «спасибо» и признается, что побаивается не оправдать ожиданий.
Но разве это возможно?! Скрипка – его второе «я». Он закрывает глаза, проводит смычком по струнам и будто гипнозом увлекает за собой туда, откуда возвращаешься уже совершенно другим. «24 каприс» Паганини он исполнил для белгородцев сольно, а вместе с остальными участниками фестиваля – заключительный в первом отделении «Концерт для двух скрипок и виолончели Ре-минор» Вивальди.
А после антракта солисты оркестра появятся перед публикой в демократичных нарядах и в расширенном составе, «усилившись» духовыми инструментами. В глубине сцены – камерный хор филармонии Елены Алексеевой. Участники рок-группы – ближе к залу. Это ударник Дмитрий Севастьянов и гитарист Юрий Алешников – специальные гости фестиваля, а также местный музыкант Павел Могильниченко (бас-гитара). В центре – Алекс Марков. Где как ни на «рок-концерте» называть его на западный манер?!
«Rock Concerto», автором которого является Алекс, собирал Карнеги-холл и Ататюрк-арену, а здесь в Белгороде прошла его российская премьера. Сказать, что она состоялась – не сказать ничего.
Столько звука в Большом зале филармонии не было еще никогда. Марков солировал на электроскрипке, изготовленной специально, чтобы играть рок-н-ролл. Инструмент Александра – уникальный в своем роде, шестиструнный. Это расширяет его диапазон. Скрипке подвластны как мягкие классические ноты, так и ритм и «тяжесть» рока. Жару поддавали рок-группа с оркестром. Публика ревела от восторга, повторяя вслед за солистами хора главную идею концерта – «Freedоm».
«Молодежь сегодня не очень увлечена классикой. И моя миссия – соединять ее с современной музыкой, делать ее интересной для всех», — говорит Александр Марков. Реакция зала подтверждает, что с этой своей миссией музыкант справляется на все сто процентов.
Завершился «Рок-концерт» даже не овацией, а каким-то сумасшедшим гулом и, конечно, выходом на бис. Впрочем, после этого участникам фестиваля так и не дали уйти со сцены. Уставшие, да что там – выжатые как лимон, они никому не отказали в автографе.
«В Белгороде такая теплая публика, это так важно артисту, – расскажет после журналистам Александр Марков. – Спасибо, было невероятно приятно работать для вас!»