Свобода, дарованная музыкой
Фестивальный день, третий и последний, — премьера и сенсация на сцене Белгородской филармонии
Эпохи и имена выдающихся музыкантов прошлого и настоящего, стили, жанры, направления… — причудливым образом переплелись на многоцветных музыкальных полотнах II Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья». Три фестивальных дня — три революции в представлениях о музыкальном совершенстве, самой музыке. И о человеческих возможностях, которые безграничны, если речь о таланте. Без сомнения в минувшую субботу, в день третий и последний фестиваля, именно он предстал перед слушателями. Александр Марков преподнёс белгородцам музыку, дарующую свободу.
Классика исключительно прекрасна
Однако до его появления нам подарят концерт прекрасной музыки Борислав Струлёв, Артём Чирков, Анна Боровик и музыканты Камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик. Оркестр заиграет Прелюдию из «Бразильской бахианы № 1» выдающегося бразильского композитора первой половины XX века Эйтора Вила Лобоса. Погаснут бра — и сквозь оркестровый хор мы услышим голос, нежный и полный лиризма, виолончели Струлёва — той, что в конце XVIII века сотворил флорентийский мастер Луиджи Пьятеллини. Музыка яркого национального стиля — не стилизация сочинений немецкого столпа Иоганна Себастьяна Баха, а в его честь пролилась как благодарность за вдохновение. И стала премьерой фестиваля, ведь написанная для ансамбля виолончелей она впервые прозвучала в союзе с Камерным оркестром.
От Бразилии прошлого столетия нас переносят в Италию XVIII. Антонио Вивальди и его поэтическое восприятие окружающего мира — барочный Концерт «Зима» для солирующей скрипки и оркестра фа минор в 3-х частях, завершающий известный цикл «Времена года». Скрипачка из столицы — лауреат международных премий Анна Боровик и Mezzo music блестяще воплотили заложенные композитором состязание элемента и целого, энергию и живость первой части и финала и певучую средину, идеалы искусства «хорошо организованного контраста». Сколько образов, смыслов было обретено от искусного соприкосновения смычка и струн… Холодные предгорья Альп (четвёртый итальянский регион!). Зима, утвердившая на земле царство холода и природной смерти. Трескучий мороз и колючий ветер гонят в убежища («севера ветра волна накатила»), и герой хрустальной дорогой фирна спешит согреться у камелька (в дом, где «камина огонь, полусна миражи»). Однако и у этого сезона есть прелесть — «на зимнем просторе ликует народ» и «дарит зима свои наслажденья».
Звучит Бурре из Сюиты для виолончели № 3 Баха, и выхваченный из полутьмы лучом прожектора на сцене уже Артём Чирков. Лауреат международных конкурсов, ученик известного белгородцам профессора Санкт-Петербургской консерватории Александра Шило, концертмейстер группы контрабасов Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии под руководством Юрия Темирканова, один из пяти музыкантов мира, кто играет на контрабасе соло (!). Музыковеды отмечают его особенный певучий звук, удивительное бельканто, изысканное звукоизвлечение, необычное для контрабаса.
Окончил Чирков и Мюнхенскую консерваторию — класс Клауса Трумпфа. И вошёл в основанный в 1996-м профессором ансамбль контрабасистов Bassiona Amorosa. Его участники съезжаются для совместных выступлений из разных уголков мира. Нередко играют с мировыми знаменитостями. Причудливое название ансамбля Bassiona Amorosa родилось в созвучии с Passione Amorosa («Любовная страсть»), колоритной пьесой одного из первых контрабасистов-виртуозов Джованни Боттезини. К слову, на основе другой пьесы Боттезини с ярко выраженным народным характером итальянского танца, одного из «самых эффектных произведений контрабасового репертуара», «Тарантелла» Чирков сочинил композицию для своего инструмента. «Балет для контрабаса» слушателям представили сам автор и Камерный оркестр. А после с Бориславом Струлёвым петербургский музыкант предпринял весьма сложный шаг — исполнил на контрабасе партию виолончели из старинной Сонаты для двух виолончелей соль мажор в 3-х частях французского композитора Жана-Батиста Баррьера.
И вот настало время, когда из-за кулис появился Александр Марков. В фиолетовом бархатном камзоле с массивными бронзовыми пуговицами, в белой рубашке с жабо и воланами на манжетах, чёрных брюках с атласной вставкой и чёрных лаковых туфлях… — он импозантен и очарователен. Кому-то из белгородцев два года назад посчастливилось попасть на его сенсационный концерт, кто-то слышал его игру в записи… — так или иначе его выхода ждали с нетерпением. И взорвались овацией, когда, наконец, это случилось: лучший скрипач своего поколения, безукоризненный, технически безупречный — друг Борислава Струлёва.
«Мелодию» Кристофа Виллибальда Глюка, аранжированную для скрипки и Камерного оркестра его отцом Альбертом Марковым, 24-й каприс Никколо Паганини — самый известный из цикла — с непередаваемыми динамизмом и насыщенностью чувствами, ошеломляющей виртуозностью, исполнил Александр. И в завершение первого отделения вместе с Бориславом Струлёвым и Анной Боровик играл Концерт для двух скрипок и виолончели ре минор в трёх частях Вивальди. И только антракт отделял всех от грандиозной премьеры, которой изначально было уготовано стать сенсацией…
Скрипичный гений современности
Александр Марков… Выдающийся скрипач лорд Иегуди Менухин назвал его «одним из самых блистательных и музыкальных скрипачей…. который непременно оставит свой след в истории скрипачей-виртуозов наших дней и в сердцах любителей музыки». С первых взятых нот он пленяет своим даром. А слава о нём разнеслась по всему свету. Удачливый и счастливый жребий? Или упорный труд? Никто не ответит, откуда приходят дар сделать скрипку органичным продолжением себя и желание выражать с её помощью малейшие движения души — чувства, мысли, ощущения…
Он начал заниматься игрой на скрипке примерно в пять с половиной лет. Первый его учитель — отец. Имя Альберта Маркова, «совершенного волшебника» скрипки («Нью-Йорк таймс»), «глубокого», «мудрого» музыканта с «особым изыском», знакомо каждому скрипачу. Мама Александра — скрипачка Марина Маркова — играла в оркестре, Ансамбле скрипачей, квартете Большого театра, теперь — в оркестре New York City Opera и оркестре Mostly Mozart. В 14 лет уже выступил с оркестром в Карнеги-холле и был объявлен лучшим юным музыкантом года. По приглашению легендарного Яши Хейфеца, обучался у него. А в 19…
В итальянской Генуи, в названии которой хранится своя тайна: «дверь в смысле порога и выхода, отделяющего весь открытый поднебесный мир от замкнутого жилища человека…. выход в новый день, порог к завтрашнему от вчерашнего… взор, вперенный в будущее, и оглядка на прошлое», на свет появился Никколо Паганини. Подобно своему соотечественнику Колумбу, ему будет суждено запереть двери старого мира и открыть выход в Новый Свет – совершить революцию в скрипичном искусстве и стать первым скрипачом мира на все времена. Именно здесь Марков получит первую премию — Золотую медаль Международного конкурса скрипачей имени Паганини. С тех пор поведут сравнение Александра с Никколо – Маркова назовут Паганини современности. Чья-то фантазия разыграется, и он даже усмотрит черты внешнего сходства, которое, конечно, отсутствует… Разве что курчавые волосы да глаза – нет, не агатовые, но с тем же неизъяснимым и гипнотизирующим блеском. Возможно, и не нужно сравнивать его с Паганини, ведь, по сути, он является новым гением нового времени.
Бруно Монсенжон, известный режиссёр фильмов о великих музыкантах, снимет о нём документальный фильм «Александр Марков. Паганини — 24 каприса для скрипки соло», который станет сенсацией. На сцене роскошного Театра Валли в итальянском Реджо-нель-Эмилия в рамках одного концерта Александр Марков блестяще исполнил 24 каприса Паганини для скрипки соло — «Новый Завет» для любого мастера скрипичной игры, «жемчужную россыпь скрипичной музыки», то, что создавалось для оттачивания техники и мастерства исполнения, а стало вневременным достоянием — покорив «сложнейшую профессиональную вершину. И также стал персоной фильма о знаменитых скрипачах — «Искусство скрипки» Монсенжона. И в фильме, перед тем как выйти к публике, переполнившей партер, амфитеатр, ложи бельэтажа и четырёх ярусов (!), для сложнейшего концерта, Марков признаётся:
— Я люблю Паганини не только из-за очень сложной техники, но и за некий мистицизм, сказочность, фантазийность.
Он вообще безмерно любит музыку. И именно это чувство заставляет его предпринимать всё новые и новые музыкальные путешествия, которые уводят его далеко от одного берега — классики, и открывают перед ним весь мир, у которого нет границ. Без одного из них не было бы героико-эпического произведения «Рок-концерт» (Rock Concerto), которому, по всему, суждено стать признанным кроссовером эпохи. Александр стремится сократить пропасть между классикой и рок-н-роллом, заинтриговать и обратить к симфонической музыке молодых слушателей, которые, возможно, и не пришли бы в зал филармонии. После аншлагов на сценах Карнеги-холла в Нью-Йорке, турецкой Анкары, Мексики, Израиля 16 марта состоялась российская премьера — именно в Белгороде.
Для того, чтобы поднять эту махину и воплотить модель мироздания Маркова, понадобились уже не камерный, а симфонический оркестр, усиленный духовыми инструментами. Камерный хор филармонии под управлением Елены Алексеевой. Павел Могильниченко (бас-гитара), Юрий Алешников (академическая гитара), Михаил Топалиди (литавры, колокола), Денис Блехман (клавишные), специально прибывший из столицы ударник Дмитрий Севастьянов, участник премьеры рок-концерта в Турции, — музыканты, объединённые для концерта в рок-группу. И сам Марков, успевший облачиться в костюм рокера — казаки, ремень с металлическими заклёпками, чёрные узкие брюки, красная с чёрным узором рубашка с жабо. И его чудо-скрипка со светящимся красным(!) смычком.
Да, скрипка нужна была особая — та, которая бы не сковывала, а смогла выполнить грандиозный замысел Маркова и соответствовать эстетике проекта. Единственная в мире, имеющая уникальное звучание и огромный динамический диапазон, она появилась: специально для него Джеймс Ремингтон изобрёл и запатентовал электрическую скрипку. Необычной формы, золотая, а главное — вместо четырёх струн обычного инструмента у неё шесть (появляется дополнительная октава!) — «монстр», улыбаясь, называет её Марков. А звуки, которые извлекал с её помощью, чувствительные вибрации заставляли поверить в запредельность происходящего: от гитарных до скрипичных, а иной раз её звучание приближалось к органному.
То, что происходило потом, описать невозможно — на глазах слушателей под чётко выстроенную световую партитуру свершалась оглушительная роковая революция: борьба тёмного и светлого, и чего-то промежуточного, яростное сопротивление и выход — и по ту сторону порабощающих иллюзий мир представал иным — свободным. Сопротивление и рождение в этой борьбе, и бытование в ней же… И, видимо, только так она, свобода, возможна.
Казалось, здесь предстала сама жизнь в её непостижимом и сверхсложном устройстве. «Можешь быть свободен по собственной воле и совести — и сам себе будешь творец и создатель. Лишь тебе даровал я расти и меняться по собственной воле твоей. Ты несёшь в себе семя вселенской жизни» — итальянский мыслитель Пико делла Мирандола в своём трактате «Речь о достоинстве человека» рассуждает о свободе. И при всей многозначности понятия с этой мыслью можно соотнести музыку Маркова и бездонную идею, в ней заложенную, ибо он выступает как демиург от музыки — и в этом его свобода.
— Freedom, — многократно повторял хор. Утверждение, призыв — и прорыв! «Свобода», — мощная поддержка зрительного зала. И после грохота всё погружается в тишину. Всего несколько секунд она продлится — дальше неистовство публики, в котором отразятся восторги от Rock Concerto и всех фестивальных дней.
Свободу даровала нам музыка Маркова. Музыка Борислава Струлёва. Айдара Гайнуллина. Сестёр Натальи и Анны Боровик. Артёма Чиркова. Дмитрия Севостьянова. «Оркестра «Папоротник». Юрия Алешникова. Павла Могильниченко. Дениса Блехмана. Анжелы Осиповой. Музыкантов Mezzo music. Певчих Камерного хора… Всех, кто выходил на сцену Белгородской государственной филармонии в три фестивальных дня, всех, благодаря кому стал возможен этот грандиозный праздник, для которого объединились сильнейшие музыканты мира и вместе создали энергию счастья и свободы для нас, очарованных ими слушателей.
Послесловие
Борислав Струлёв: «Переполнен чувствами невероятной радости и восторга. Всё позади. Переживаем, что закончилось. Была невероятная скачка. Я находился в зале, слушал премьеру Rock Concerto и не мог поверить в происходящее. Давно хотел привезти её в Россию. Наконец-таки это получилось — огромная победа. Хочу поблагодарить всех участников фестиваля, Фонд развития классического музыкального искусства, губернатора области Евгения Савченко, лично присутствующего на концерте закрытия, митрополита Белгородского и Старооскольского, который благословил нас в самом начале… И уже сейчас с ужасом думаю, что же мне нужно будет сделать в следующий раз, чтобы оправдать ваши ожидания».
Фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» стал частью Культурной Олимпиады «Сочи 2014» — уникального проекта, объединившего лучшие культурные мероприятия страны и представляющего культурное достояние современной России. Узнать о фестивале, его истории, концертах, музыкантах подробнее, а также поделиться своими впечатлениями о выступлениях можно на сайте belgorodmusicfest.ru.