Симфоджаз как состояние души
Фестиваль «От классики до джаза» завершился
Блестящая и безукоризненно выверенная серия выступлений в рамках Первого международного музыкального фестиваля «От классики до джаза» подошла к концу. 25 апреля в Белгородской государственной филармонии состоялся последний концерт «Борислав Струлёв и друзья», объединивший удивительного виолончелиста, Михаила и Андрея Ивановых (фортепиано и контрабас), Анну Боровик (скрипка) и филармонические коллективы — в атмосфере светлой грусти звучала музыка редкой красоты.
Искусство рождалось на глазах у зрителей — именно так, как и должно быть, считают братья Ивановы, ведь «каждый джазовый концерт — сюрприз, а джаз — в первую очередь, импровизация».
— Безусловно, есть канва, партитура, а внутри неё — музыканты, которые каждый раз играют непредсказуемо, — объясняет Михаил Иванов. — Скажем, вчера, во время экскурсии по вашему прекрасному городу, находясь у памятника князю Владимиру, мы попали под влияние православной архитектуры, истории, колокольного звона и решили сыграть импровизацию на тему колокольных созвучий.
Неожиданный сюрприз, она прозвучала в самом начале: «Перезвоны» и «На семи ветрах» — именно этими произведениями открылся концерт третьего фестивального дня — возникла картина, как на семи ветрах, на огненной колеснице над Белгородом проносится князь Владимир. Их автор, как и большинства композиций вечера, Михаил Иванов. Совместно со своим братом Андреем они составили талантливый альянс двух выдающихся российских музыкантов. Заслуженные артисты России, лауреаты премии правительства Москвы в области литературы и искусства, победители крупнейших международных конкурсов, в частности обладатели Гран-при Брюссельского джазового конкурса EuroJazzContest. А в 1992-м, выступив на престижном фестивале в Монтре (Швейцария), прослыли «открывателями нового стиля «Гиперклассицизма» в джазе». Свои идеи братья Ивановы в основном воплощают в жанре симфоджаза, подразумевающего синтез различных направлений в музыке, слияние симфонической аранжировки с современной джазовой и роковой ритмикой. И действительно, объединяя джаз, фолк и классику, достигают удивительных результатов — однажды услышав их музыку, вы уже не спутаете её ни с какой другой, настолько она самобытна и прекрасна.
В программу концерта вошли и произведения из проекта братьев Ивановых «Моё русское сердце», обращающего к русской старине,- основанные на традиционной культуре, задорные «Барыня» и «Отдавали молоду». И полная элегической грусти «Ностальгия», и нежный «Танец цветов», посвящённый весеннему Белгороду, и экспрессивная латиноамериканская «Фиеста» (автор — Андрей Иванов), и пронзительное Tango-Cafе 1930 из сюиты «История танго» Астора Пьяццоллы, знаменитый джазовый стандарт «Караван» Хуана Тизола… И особое сочинение — Bell’s blues, написанное Михаилом Ивановым для уникального инструмента, разработанного и запатентованного им, — для концертной колокольной установки «Русская звонница «София». В белгородском концерте прозвучала его аранжировка.
И в каждой исполняемой мелодии — полно проявленный дар феноменальных солистов: словно слившегося с виолончелью Борислава Струлёва, оригинальных Михаила (фортепиано) и контрабасиста Андрея Ивановых, виртуозных скрипачек Анны и Натальи (музыкант белгородской филармонии, породивший идею этого фестиваля) Боровик. В сопровождении эстрадно-симфонического оркестра филармонии под управлением Дмитрия Филатова они играли так, что вряд ли выразишь словами ту мощь и динамику, которую они придали музыке, то состояние, в которое повергли публику, которая восторгалась и одновременно грустила от того, что всё закончилось.