— Можно ли понять с раннего детства, что человек талантлив и его ждёт успех?
— Талант проявляется с самых ранних лет, это действительно так. Главное, заметить его и развить. А вот успех — дело очень странное и непредсказуемое… Успех успеху рознь. В мировой истории достаточно полярных примеров. От печальной кончиныМоцарта до мега успешных композиторов при жизни. И порой думаешь, что важнее? Оставить яркий след, подобный комете, и быстро сгореть, но при этом потрясти человечество на века или вписаться в обыденный круговорот и долго, счастливо заниматься любимым делом? А после твоего ухода всё твоё искусство незаметно уйдёт за тобой, и никто даже не вспомнит.
— Я очень благодарен всем своим учителям, которые терпеливо и мудро пытались держать меня в своих «суровых» руках. Было много всяких забавных и в то же время знаковых моментов. К примеру, они часто делали мне замечание: «Только не делай мне тут «Шафрана»! Имелся в виду слишком яркий переход или вибрато, свойственные виолончелисту Даниилу Шафрану.Прошло много лет, имена многих успешных музыкантов канули в лету, а Даниила Шафрана и по сей день слушаешь и знаешь, да, это артист, да, это уникум!
— Вы бывали во многих уголках мира, играли в разных концертных залах и не только. Есть ли место, которое произвело на вас неизгладимое впечатление?
— Ну конечно, для каждого музыканта есть свои «знаковые» сцены, на которые до тебя выходили «боги и цари»! Это и Большой зал Консерватории, и Большой театр, и Карнеги-холл и Музикферайн. Выступая на таких площадках, ты чувствуешь ауру и харизму тех великих музыкантов, которые выступали здесь, это окрыляет! Ещё одной особенной площадкой для меня станет шахта на глубине 350 метров в городе Губкине, куда я спущусь 3 марта, чтобы сыграть виолончельные сюиты Баха для шахтёров. Это будет для меня уникальным музыкальным опытом и глубоким переживанием.
— Вы создавали музыку для фильмов, расскажите, в чём особенность работы над музыкальным настроением картины?
— Я обожаю процесс создания музыки для кино! Ты сидишь в наушниках, перед твоим взором пробегают кадры из фильма, и тебе надо записать живую импровизацию — это просто невероятно! Композитор задаёт тебе тональность, ритм, динамику, а дальше ты уже сам себе Спилберг, и тебе надо додумать и создать саундтрек… Мне посчастливилось работать с Люком Бессоном, я участвовал в создании саундтрека к его фильму «Турбулентность», это был уникальный опыт.
— Вы знаете, мне кажется, что самое главное — артисту не терять себя и делать то, к чему стремится душа, то, ради чего ты рождён. А публика, если увидит и почувствует, что это по-настоящему, потянется к тебе всем сердцем, пойдёт за тобой, где бы это ни было!
— Были какие-то забавные случаи в гастрольной практике?
— Конечно! К примеру, был забавный случай с моим сольным концертом на севере Китая. Выхожу на сцену играть Рахманинова, а там полный зал — родители и китайские детишки. Шумно, разговоры, видно, я первый виолончелист, которого они видели в своей жизни, но надо играть. С собой у меня была фотография, где я стою во фраке вместе с пандой. Недолго думая, я поставил на экран это фото и сказал: «Этот панда сказал мне по секрету, что дети в Китае очень любят виолончель и классическую музыку». После того как залу перевели это, воцарилась идеальная тишина. «Можно играть, ура!» — подумал я.
— Вы проводите фестиваль в Белгороде. Когда вы приступаете к работе над ним, у вас в голове уже есть определённая концепция или же это импровизация?
— Когда я задумываю очередной фестиваль, я всегда стремлюсь представить максимальное количество жанров и показать моих гениальных друзей-музыкантов из разных стран мира. В программе Belgorodmusicfest всегда есть великая классика, джаз, опера, балет, кроссовер и многое другое. Иногда бывает так, что мне хочется пригласить того или иного артиста на свой фестиваль, но они уже заняты в это время. В таких случаях я не отказываюсь от идей, а просто зову их в следующем сезоне.
— Кто в этом году выступит на фестивале?
— Для юбилейного фестиваля я постарался особенно! Зрителей ждёт весь цвет мировой культуры, насколько это возможно в рамках нескольких дней. На сцену белгородского фестиваля выйдут: солист Мариинского театра и Метрополитен-опера, лауреат премии «Грэмми», обладатель звания «Лучший бас мира» — Ильдар Абдразаков; легендарный скрипач, педагог и композитор — Альберт Марков; блистательный скрипач — «живой Паганини» из США — Александр Марков; аккордеонист-виртуоз из Венгрии — Орос Золтан; лауреат первых премий на Международном конкурсе пианистов Joanna Hodges и Международного конкурса пианистов William Kapell — Тиан Джиан (Китай); обладатель первой премии на Международном конкурсе дирижёров имени Георга Шолти во Франкфурте — Хосе Луис Гомез(Испания); протеже легендарного Дэйва Брубека, лицо компании Sony, известный пианист — Eldar (США); артисты звукозаписывающей компании Deutsche Grammophon, ансамбль «Янушка» (Австрия) с завораживающим звучанием и многие другие.
— Кто помогает вам делать фестиваль?
— Прежде всего, я хотел бы выразить благодарность Евгению Степановичу Савченко — губернатору Белгородской области, он всегда старается присутствовать на наших концертах начиная с самого первого года проведения фестиваля. Большое человеческое спасибо Митрополиту Старооскольскому и Белгородскому Иоаннуза благословение и за его музыку, которую я часто исполняю. Ну и конечно же, спасибо Фонду поддержки классической музыки в Белгороде. А ещё я хотел бы выразить благодарность всем артистам, которые выходили на сцену моего фестиваля, и зрителям, которые каждый раз оказывают такой горячий приём. Ради этого всё и делается.
Источник: http://www.aif.ru/culture/person/borislav_strulev_sygrayu_baha_dlya_shahterov_na_glubine_350_metrov