III международный музыкальный фестиваль BelgorodMusicFest открылся концертом блистательной Елены Образцовой
Фестиваль собрал зрителей не только в зале Белгородской филармонии, но и на её сцене. Первое, что бросилось в глаза только что вошедшим гостям – это дети, сидящие в конце сцены. Ученики школы искусств, которых пригласил Борислав Струлёв, наблюдали за происходящим из самого сердца фестиваля.
Музыкальный праздник международного масштаба проходит в Белгороде уже в третий раз и успел завоевать популярность у публики. В своей приветственной речи митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн отметил, что «мы сегодня становимся участниками шедевра, который назван «Борислав Струлёв и друзья».
Ведущим вечера стал музыковед, известный литературный и музыкальный критик, народный артист России Святослав Бэлза. А главной фигурой первого фестивального дня стала Елена Образцова. Все знают её как оперную певицу, одну из лучших меццо-сопрано в мире, первую русскую певицу со времён Фёдора Шаляпина, на равных вошедшую в число величайших оперных звёзд мира. Но сегодня Елена Образцова предстала перед зрителями в новом амплуа, она не только пела, но и читала залу свои стихи. «Я читаю сегодня свои стихи. Никогда никому не читала их, вы первые», – обратилась Елена Образцова к залу. И зазвучало проникновенное стихотворение, которое заставило встрепенуться всех сидящих в зале. Оно предвосхищало «Аве Мария» Джулио Каччини, которую исполнили Елена Образцова и Борислав Струлёв.
Этот сезон для оперной дивы оказался юбилейным. В декабре 1964 года, ровно 50 лет назад, студенткой она дебютировала на сцене Большого театра. Сразу покорила слушателей и стала звездой мировой оперы. В этом году примадонне из примадонн, как её часто называют, исполняется 75. Список знаменитых актёров, певцов и дирижёров, с которыми работала Образцова, велик, в нём – самые громкие имена. Певица потрясла ведущие оперные театры мира, а в этот раз приехала на фестиваль BelgorodMusicFest, чтобы покорить сердца белгородцев.
Вторая композиция фестиваля в сопровождении фортепиано, за которым был Анатолий Кузнецов, началась со строк: «В молчании власть, в молчании страсть. В молчании наказание, в молчании признание. Мудрость в молчании и отчаяние». От чувственного чтения стихов оперной дивы у сидящих в зале холодели руки.
Сразу после примадонны мировой оперы на сцене появилась её ученица Ольга Пудова, лауреат и обладатель специальной премии «За лучшее исполнение французского романса» Международного конкурса Елены Образцовой и солистка Мариинского театра. Она исполнила «Соловья» Алябьева, с невероятной точностью передав даже трель птицы. На миг Ольга Пудова скрылась за кулисами, а затем «пьяной» походкой вышла на сцену, держа в руке бокал шампанского – звучит ария Кунигунды из оперетты «Кандид». Ольга Пудова в песне рассказала историю девушки, которую собираются выдать замуж за богатого и нелюбимого. Молодая особа сначала грустила из-за сложившейся ситуации, но под конец нашла в ней плюсы и развеселилась. Ведя немой диалог с Анатолием Кузнецовым, она то жаловалась ему, то предлагала выпить вместе, то игриво делилась планами на будущее. Зритель хохотал!
Первый день фестиваля носит название гала-концерта, посвящённого 50-летию творческой деятельности Елены Образцовой – «Виват, Елена!». И как в такой день не вспомнить о партии графини из «Пиковой дамы» Чайковского. Эта партия в исполнении неподражаемой Елены Образцовой вошла в число лучших воплощений образа роковой Пиковой дамы в мировом театре, и многие ценители оперы считают её едва ли не лучшей работой Елены Васильевны. BelgorodMusicFest дал белгородцам редкую возможность насладиться роскошью лирико-драматического меццо-сопрано, почувствовать тончайшие интонации голоса, от которых пробирает дрожь. С клюкой, которую на одном из выступлений певице подарила слушательница, Елена Образцова вышла к фортепиано и вмиг перевоплотилась в старушку графиню с трясущимися руками, но чарующим царственным голосом.
Мэр Белгорода Сергей Боженов назвал её королевой женщин. «Я впервые слышу Елену Васильевну в зале, вживую. И, наверное, я не забуду это никогда», – отметил он.
В первом отделении фестиваля нашлось место и не менее известной Юлии Махалиной, заслуженной артистке России. Прима-балерина Мариинского театра стала ярким акцентом выступления Анатолия Кузнецова (фортепиано), Борислава Струлёва (виолончель) и Анны Боровик (скрипка). Яркий живой звук музыкальных инструментов переплетался с грациозным танцем балерины. «Я восхищалась её виртуозностью. Поскольку я сама занимаюсь хореографией, Махалина для меня – эталон искусства, и я очень рада увидеть её выступление вживую», – восторженно рассказывает Елизавета Несмиян, ученица школы искусств, которая наблюдала за выступлением со сцены.
Завершил первую часть фестиваля шуточный дуэт кошек Джоакино Россини, вокальная пьеса, изображающая двух мяукающих кошек. Как известно, BelgorodMusicFest славится своей неординарностью, поэтому и здесь исполнители отошли от стандартов. В итоге, очаровательной кошечке Елене Образцовой подыгрывал и подпевал не менее очаровательный кот – Борислав Струлёв. «Этот номер ваш губернатор точно не забудет», – с улыбкой произнесла Образцова.
«Я уложусь в одно слово – великолепно! Молодая, энергичная, великолепная Елена Образцова… Очень понравился фестиваль. Мы воодушевились. Как замечательно, что у нас есть такие великолепные артисты, такие люди», – поделилась своими впечатлениями зрительница Наталья Яковлева.
После небольшого антракта гостей ждала динамичная и яркая вторая часть музыкального вечера – джазовое отделение. Борислав Струлёв всегда старается не только радовать зрителей, но и удивлять. Поэтому сразу после финала четвёртой части «Серенады для струнного оркестра» Чайковского в исполнении камерного оркестра Mezzo Music на сцене появился по-настоящему удивительный человек, один из самых известных тромбонистов мира –Элиас Файнгерш. Это не просто уникальный музыкант, это человек-оркестр в прямом смысле слова. Он удивил зал фантастической образной манерой игры на единственном в мире тромбоне с двумя раструбами. Чего только не вытворял Элиас Файнгерш: играл на тромбоне, на трубе, издавал замысловатые звуки, притопывал, прихлопывал и даже говорил в трубу. Это не просто необычная игра музыканта, это целое театральное зрелище! Он сыграл соло на тромбоне оркестровую пьесу Равеля «Болеро», а затем собственную композицию «Гуча», названную в честь города в Сербии, где проходят популярные фестивали духовых оркестров. Это произведение вызвало у зала бурные овации. «В том, что я делаю очень много элементов театра, клоунады, веселья и радости», – говорит Элиас Файгерш.
Всемирно известный джазовый пианист Леонид Пташка начал своё выступление с композиции «Бахчик». Забавное название вызвало интерес публики. Л. Пташка представил, что великий Бах, для большинства взрослый серьёзный музыкант, был когда-то маленьким мальчиком – Бахчиком, для него композитор и сочинил эту музыку. Далее был «Израильский вихрь» – пьеса, написанная на ассиметричный ритм. Очень ярко был сыгран эпизод из программы «Другие Beatles» – Come Together. За свою эмоциональную манеру исполнения и мастерские импровизации пианист был прозван «разрушителем фортепиано». В полосатых носках, красных озорных туфлях в цвет рубашке Леонид Пташка заражает людей позитивом и драйвом. На протяжении всего выступления он общается с музыкантами и залом, включая их в свою собственную игру.
«Где-то в 20-х годах буги-вуги – фортепианный стиль – был очень популярен, он был предшественником рок-н-ролла. Давайте же вспомним, как это было много лет назад и все вместе сойдём с ума?», – обратился музыкант к залу и попросил ему помочь. По команде зал дружно кричал в определённый момент «хэй». Такое выступление походило на привычный российскому зрителю «квартирник». Гости вечера чувствовали Леонида Пташку. «Тут либо я хороший дирижёр, либо вы хорошая публика», – улыбнулся пианист. Он играл одну пьесу за другой, а зал хлопал в такт его исполнению. Скандируя «Браво, браво! Бис!», зал ещё долго не отпускал полюбившегося пианиста-импровизатора.
К джазу в этот вечер приобщалась и оперная дива Елена Образцова. Вместе с Бориславом Струлёвым они исполнили колыбельную Клары – Summer time из оперы Гершвина. Как пролог –стихи: «Рычит и стонет этот голос. Стекает с шеи чёрный волос и чёрные пальцы по клавишам белым поют аллилуйю юношам смелым…».
Мощный заключительный аккорд первого дня фестиваля – один из самых знаменитых шлягеров джазовой и популярной музыки двадцатого столетия – «Караван» Дюка Эллингтона. На сцене Борислав Струлёв, Леонид Пташка, Элиас Файнгерш и Анна Боровик – настоящий творческий тандем. Эти люди за один короткий вечер покорили сердца белгородских зрителей.
Справка. Фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» был создан при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в 2012 году. Он проходит в Белгороде уже в третий раз. Всемирно известный виолончелист Борислав Струлёв является бессменным музыкальным директором и инициатором создания фестиваля.
Виталина Скрипина
Фото автора
Источник: Белру