III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: День первый
9 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый концерт III Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья», организованный Белгородской филармонией и Фондом развития классического музыкального искусства в Белгородской области.
Только арт-директор BelgorodMusicFest’а Борислав Струлёв с его талантом
организатора и «безграничной безмерной творческой фантазией» (по выражению
начальника управления культуры Белгородской области Сергея Курганского) мог
собрать и представить в концертной программе одного дня, дня открытия фестиваля,
примадонну мировой оперы Елену Образцову и феноменального джазового пианиста
Леонида Пташку; музыкально-театральный Санкт-Петербург в лице прима-балерины
Мариинского театра Юлии Махалиной и молодой солистки Мариинского театра
лирико-колоратурного сопрано Ольги Пудовой; уникального
тромбониста-импровизатора Элиаса Файнгерша, замечательную скрипачку Анну
Боровик и камерный оркестр «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик.
Причём, почти все они предстали в тех двух разных
ипостасях — классической и джазовой — в которых изначально и задумывался
фестиваль Борислава Струлёва, имевший первоначальное название «От классики до
джаза».
И, как сказал в своём приветственном слове фестивалю
Митрополит Белгородский и Староосколький Иоанн, «этот фестиваль, все участники
которого являются соработниками в духовном созидании российского пространства
культуры, расширяет воздействие русской православной культуры во всём мире».
В год Культуры, Белгород, благодаря фестивалю Борислава
Струлёва, имеет честь принимать у себя и чествовать «великую певицу и великую
женщину» Елену Васильевну Образцову в год её жизненного юбилея и год 50-летия
её творческой деятельности в Большом театре.
В концерте под названием «Виват, Елена!» представлять
Елену Образцову и всё созвездие ярчайших звёзд мирового исполнительского
искусства III BelgorodMusicFest’а
приехал уже постоянный гость Белгорода, знаменитый Святослав Бэлза.И, наверное, не случайно, вечер в честь
Елены Образцовой в Белгороде совпал с телетрансляцией её юбилейного вечера в
Большом театре в декабре 2013 г., ведущим которого был Святослав Игоревич.
Одним из первых мест, посещённых Еленой Васильевной
Образцовой (в сопровождении Святослава Бэлзы и Борислава Струлёва) на земле
Святого Белогорья, стал белгородский храм Веры, Надежды, Любови и матери их
Софии. Подобным же было и молитвенное начало юбилейного концерта в Большом зале
филармонии — исполнение Еленой Образцовой молитвы Дж. Каччини «Ave Maria» предварялось
её стихотворением «Мария Магдалина».
Многие новые грани таланта Елены Образцовой увидели
белгородцы в этот вечер — не только хорошо знакомые оперной и камерной певицы,
но и поэта, и педагога. Стихи Елены Образцовой в её исполнении звучали на
протяжении всей первой половины вечера, связывая программу в единое целое.
Белгородцы имели возможность увидеть примадонну в
фрагменте одной из самых знаменитых её партий русского репертуара — в партии Графини из «Пиковой
дамы». Это та партия, которую она исполняла не одно десятилетие; партия, когда
в гриме героини её не узнавали даже близкие люди. А сегодня убедительность
сценического рисунка роли её самой знаменитой оперной героини вполне может ввести
в заблуждение не слишком искушённого зрителя.
Но если многие белгородцы хорошо знают Елену Образцову в
партии Графини, то романсы французского композитора венесуэльского
происхождения Рейнальдо Ана (1874–1947) им известны мало. Исполненные Еленой Образцовой с утончённостью
и изяществом искусства французской «belle epoque», они прозвучали в Белгороде впервые.
Нужно отметить, что в современном мире немногие исполнители решаются
интерпретировать камерно-вокальные произведения Рейнальдо Ана, современника и
друга Марселя Пруста. Елена Образцова — одна из немногих и единственная в
России.
Шуточным финалом первого отделения в исполнении Елены
Образцовой и Борислава Струлёва стал известный «кошачий дуэт» Россини. Очень
выразительное «кошачье мяуканье» виолончели Борислава в коде превратилось в
улыбчивые ритурнели, оставив первенство за неподражаемой — даже в образе кошки —
примадонной.
Очень тепло принимали слушатели Ольгу Пудову в русской
колоратурной классике (романс А. Алябьева «Соловей»), а также во впервые
звучавшей в Белгороде арии Кунигунды из «комической оперетты» (по определению
автора) Л. Бернстайна «Кандид» с её кристально-прозрачным тембром
колоратурного сопрано и безупречной, сверкающей жизнерадостностью и виртуозным
бесстрашием вокальной техникой, которая особенно поражала силой и точностью
верхнего регистра.
Молодая и увенчанная многими наградами на международных
конкурсах Ольга Пудова по праву может считаться «крестницей» Елены Образцовой,
став в 2006 г. лауреатом первой премии на конкурсе её имени в Санкт-Петербурге.
Белгород — увы — отнюдь не балетный город, не
избалованный посещением балетных артистов. Поэтому к очень желанному и жданному
выступлению народной артистки РФ, лауреата самых престижных балетных премий,
прима-балерины Мариинского театра Юлии Махалиной готовились весьма
основательно.
Виолончель Б. Струлёва и фортепиано А. Кузнецова (также
концертмейстера Е. Образцовой и О. Пудовой) сопровождало выступление Юлии
Махалиной в классической хореографии «Лебедя» Сен-Санса, а Анна Боровик
(скрипка) в трио с виолончелью и фортепиано аккомпанировали танцу на музыку не
менее знаменитого «Размышления» из оперы «Таис» Массне.
Пластическая красота санкт-петербургской балерины
поражает. Каждый миг её исполнения выглядит как ожившая скульптура. Красота и
выразительность движений находятся в редкой гармонии с благородной
удлинённостью линий её тела. Юлия Махалина — балерина с большой состоявшейся
биографией, но всегда она стремилась уйти от привычного и консервативного.
Поэтому выступление с концертными номерами в сопровождении инструментального
ансамбля в рамках «небалетного» фестиваля она сама расценивает как интересный эксперимент
(из выступления Ю. Махалиной на пресс-конференции).
Во втором отделении, которое началось прекрасным,
стильным, точным и одухотворённым финалом Серенады для струнного оркестра П. И.
Чайковского в исполнении камерного оркестра «Mezzo music» под управлением
Натальи Боровик, господствовали «наши люди» (по словам С. Бэлзы) из Израиля —
тромбонист Элиас Файнгерш и джазовый пианист Леонид Пташка.
Элиас Файнгерш, некогда покинувший престижное место в
оркестре Метрополитен-опера, сделал головокружительную сольную карьеру
тромбониста-импровизатора, композитора и аранжировщика. На уникальном,
единственном в своём роде тромбоне с двумя раструбами, сделанном в Германии
специально для него, Элиас исполнил «Болеро» Равеля, и это было одно из тех
исполнений, после которых за ним закрепилась слава «человека-оркестра».
Взаимодействуя с электронными устройствами, тромбон
Файнгерша звучит как различные духовые инструменты, что создаёт неожиданные
комбинации тембровых и многоголосных полифонических эффектов.
Леонид Пташка был учеником Игоря Бриля. В 1990 г. он
уехал из СССР, будучи лауреатом 17 российских и международных джазовых
конкурсов. Сегодня он арт-директор собственного джазового фестиваля в Израиле,
который с 1994 г. проходит в различных городах страны.
В Белгороде Леонида Пташку поддерживал камерный оркестр
Натальи Боровик (усиленный контрабасом и ударником), и о профессионализме
белгородцев именитый гость постоянно отзывался в весьма лестных выражениях
В своём очень большом выступлении Леонид Пташка обрушил
на зал сокрушительный джазовый шквал ураганной силы, давая слушателям лишь
редкие минуты передышки — одной из них была лирическая дуэтная импровизация Л.
Пташки и Б. Струлёва на тему самого знаменитого шлягера Фрэнка Синатры «My way».
Фантастические музыкальные фейерверки Леонида Пташки даже
не стоит пытаться описывать — это надо слышать. И именно для таких моментов
неблизкий путь на фестиваль Борислава Струлёва проделали слушатели не только из
городов Центрально-Чернозёмного региона, но даже из Нью-Йорка.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева и Дмитрия Межевикина)
Дата публикации: 10.03.2014
Источник: Афишка31