Музыка вне времени и пространства
Первый международный музыкальный фестиваль «От классики до джаза» открылся концертом «Классика»
«От классики до джаза» — в минувшую среду в Белгородской государственной филармонии открыли Первый международный музыкальный фестиваль. Ведущую роль в нём будет играть особое направление в музыке, находящееся на пограничье между классическим и популярным искусством, — джаз. Первый же концерт праздничного цикла — «Классика» — обратил зрителей к вневременным музыкальным шедеврам и в который раз подтвердил, что классика не может быть утомительной — она исключительно прекрасна.
Первый концерт фестиваля «От классики до джаза»
Начало положил «Святый Боже» англичанина Джона Тавенера, впервые исполненный для белгородцев. Произведение располагает к себе православного человека, ибо его автор — единственный европейский композитор, признающий влияние на своё творчество православия и принявший его — объединил искусство и веру. Молитва, которая у него получилась, невероятно красива.. Её представили Камерный хор филармонии под управлением Елены Алексеевой и солист — признанный мастер игры на виолончели Борислав Струлёв (США). Неразлучный с виолончелью работы флорентийского мастера Луиджи Пьятеллини (конец XVIII века) в продолжение всего вечера он будет в центре, выхваченный лучом прожектора и благодаря фантастической игре. Музыкант, превративший практически весь мир в сцену для своих выступлений, а людей — в поклонников одного таланта. И вот «Святый Боже»: человеческий голос, точно диковинный инструмент, и небесная виолончель мастера, сплетаясь, прикасались к самой сущности бытия, выражая его гармонию.
Премьера эта первая, но не последняя. Сразу же зазвучал Октет в четырёх частях Феликса Мендельсона. Выдающийся образец эпохи романтизма был создан композитором в возрасте 16 лет. В этом «музыкальном чуде XIX столетия» сошлись гений юноши и то лучшее, что присуще одной только молодости. Удивительное сочинение явили публике Камерный оркестр филармонии Mezzo music (художественный руководитель Наталья Боровик), Анна Боровик (скрипка, Москва) и Борислав Струлёв.
Во втором отделение одна премьера следовала за другой. Зрители услышали шесть частей Сюиты для виолончели и камерного оркестра американского композитора Лу Харрисона — Хорал, Пастораль, Модерато, Элегию, Интермедию, Аллегро; пьесу для фортепианного трио Ноктюрн (Адажио) Франца Шуберта, когда клавишные переливы нежно вторгались в безмятежную «беседу» струнных (Ирина Соколова — партия фортепиано, Анна Боровик и Борислав Струлёв); Венгерскую рапсодию № 6 Давида Поппера — Ференца Листа. И лишь «Лето» из цикла «Времена года» Антонио Вивальди уже знакомо белгородцам. Однако это не повлияло на их интерес: композиция настолько очаровательна, что иначе и не могло быть. Исполнили произведение Mezzo music и солистка — лауреат международных конкурсов, виртуозная скрипачка Анна Боровик. Продолжительная овация взволнованных зрителей — и совершенно неожиданно на сцене появилась арфа (исп. Инна Макаренко), на бис прозвучала пьеса «Лебедь» из цикла «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса.
Закрыть глаза — и увидеть, услышать много больше, на несколько минут стать частью музыкальных эпох от барокко до современности, обнаружить ценность каждой из них и то общее, что держит времена в неразрывной связи, вселяя уверенность, что музыка будет звучать вечно. Подобные ощущения — уникальный дар концерта «Классика».