III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: день третий
Завершением фестиваля, по замыслу его арт-директора Борислава Струлёва, стало большое и впечатляющее музыкальное шоу с троекратной сменой декораций современного, но, одновременно и традиционного, музыкального пространства: Россия – Аргентина – Россия.
И во всех своих частях третий вечер был вечером знакомств
с новыми исполнителями, вечером премьер новых сочинений и вечером белгородской
презентации нового музыкального инструмента — русской звонницы «София».
Первая часть концерта-триптиха представляла музыку
современной православной России, в духовный пласт которой удивительно органично
влилась и Европа — имея в виду знаменитое Адажио Альбинони, в превосходном
исполнении Анны Боровик в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music» под
управлением Натальи Боровик.
Главной «героиней» первой части вечера-триптиха стала уже
знаменитая, хотя и совсем молодая русская звонница «София». Детище авторского
коллектива (7 человек) во главе с заслуженным артистом РФ пианистом и
композитором Михаилом Ивановым и художником-дизайнером Сергеем Лошаковым, красавица-звонница
появилась на свет в 2009 году, одновременно с младшей дочерью Михаила Иванова,
в честь которой она — звонница — и была названа.
Идея создания колокольно-ударной концертной установки (звонницы)
у Михаила Иванова родилась при сочинении им симфонической поэмы «Моё русское
сердце», которая вошла в концертную программу, удостоенную премии правительства
Москвы в области литературы и искусства за 2010 г.
С 2010 г. на «Софии» в ансамбле с лучшими российскими
коллективами и исполнителями с собственными композициями и программами
выступает сам автор. Уникальный, единственный в своём роде инструмент находится
на постоянном «проживании» в Москве, в Музее музыкальной культуры им. Глинки,
но пегулярно выезжает на гастроли со своим создателем.
Крепким, мощным и звонким голосам «Софии» вчера аплодировал
и Белгород в пьесах Михаила Иванова («На семи ветрах» и «Былина») и сочинениях
Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна («Небесная колыбельная» и «Гимн»).
Всю начальную часть концерта очень хочется назвать «Русский
музыкальный собор». Соборность, собранность, собрание — эти слова очень
подходят к музыкальному действу, развернувшемуся на фестивальной сцене. В нём соединились
небольшой симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова (партия
фортепиано — Тимур Халиуллин), сводный хор в составе Митрополичьего мужского
хора (регент — отец Николай Кацы) и женского хора Спасо-Преображенского собора
(регент — матушка Елена Кравец), а также солисты Борислав Струлёв и Анна
Боровик и звонница «София» с Михаилом Ивановым.
Удивительно, что сочинения и Владыки Иоанна, и Михаила
Иванова в первоначальном слушательском ощущении представлялись очень похожими —
своим внутренним достоинством, неторопливостью и истовым разворачиванием
величавой красоты певучих мелодических линий, каждым своим мгновением
утверждающих силу добра и красоты как духовных основ православия.
Последний раз звонница, приняв в своё лоно синтезатор,
сказала своё слово в финале первого отделения в джазовой композиции Михаила
Иванова «Колокола в стиле блюз», пьесе, которую ведущая Олеся Фиалко назвала «нашим
ответом «Рапсодии в стиле блюз» Гершвина».
Переходом ко второй, «аргентинской», части концерта стал
очень выразительный дуэт застенчиво-сдержанной и естественно-скромной скрипки
Анны Боровик и пылкой экспрессивной виолончели Борислава Струлёва в «Танго
любви» Пьяццоллы, после чего сценой завладел аргентинский бандонеонист и
композитор Хуан Пабло Джофре и камерный оркестр «Mezzo music» под управлением
Натальи Боровик.
«Молодой Пьяццолла», как аттестовал его Борислав Струлёв, —
аргентинец, живущий в Нью-Йорке, который учился игре на бандонеоне у
музыкантов, работавших в ансамбле «отца аргентинского танго». Молодой
аргентинец впервые открывал для себя Россию в облике Белгорода, а Белгород
впервые слышал настоящий бандонеон — латиноамериканскую разновидность немецкой
гармоники и современную живую традицию аргентинского танго.
Она, эта традиция, была представлена Хуаном Пабло в
собственной композиции большой пьесе «Танго в 3-х частях», своего рода
танго-концерте для бандонеона со струнным оркестром.
Солирующему бандонеону отведено здесь господствующее
место, тогда как оркестр перехватывает инициативу только единожды. Звучание
бандонеона, идущее то в напряжении, то в ослаблении мучительно-страстного
танго, временами вступало в схватку с оркестром и, в конце концов, словно не в
силах отделаться от навязчивого морока, обрывалось в совместной финальной
кульминации.
Если незнакомому сочинению публика аплодировала вежливо,
но холодновато, то превосходное исполнение солистом и оркестром хорошо
знакомого «Либертанго» встретило куда более горячий приём. Как впрочем, и
замечательные дуэты Х. П. Джофре и Анны Боровик, и аргентинского
бандонеониста и арт-директора фестиваля в начале второго отделения.
Третью часть концерта-триптиха Борислав Струлёв отдал
легендарному биг-бенду Георгия Гараняна — ансамблю «Мелодия». Лучший советский
эстрадный оркестр 70-80-х гг., пережив сложные перестроечные времена,
сегодня вновь продолжает традиции его прославленного основателя.
Пятый год как ушёл из жизни выдающийся саксофонист и
дирижёр Георгий Гаранян (умер в январе 2010 г.), и теперь ансамблем руководит
его ученик и преемник саксофонист Евгений Волошин. Вчера на филармоническую
сцену вышли 4 саксофона (считая Евгения Волошина), 2 трубы, 3 тромбона, 3
человека ритм-секции (фортепиано, бас-гитара, ударник).
Одиннадцать молодых и среднего возраста мужчин в
фирменных светлых костюмах поднимают инструменты, и начинает звучать тот самый
гараняновский звук — плотный и крепкий, блестящий и яркий в тутти, поразительно
техничный в соло (солисты — все!), с гараняновской мощью сценического
темперамента, с его незабываемой слаженностью и гармоничностью.
Хиты советской киномузыки А. Петрова, М. Таривердиева, Г.
Гладкова, А. Зацепина сменяются хитами американской джазовой классики 40–50-х гг.
— мелодиями Г. Миллера, В. Янга, Х. Тизола. Легко догадаться, как восторженно и
бурно реагировала публика на впервые в Белгороде звучащий возрождённый гараняновский
оркестр.
На этой последней высокой и чистой ноте фестиваля его
арт-директор Борислав Струлёв, прощаясь с публикой до следующего года, ещё раз
выразил от себя, от всех участников, от многочисленной публики глубокую
благодарность находившимся в зале губернатору Белгородской области Евгению
Степановичу Савченко и участникам Попечительского совета Фонда развития
классического музыкального искусства в Белгородской области во главе с его
председателем Владимиром Фёдоровичем Зотовым.
Людям, благодаря которым начались и продолжаются
праздники большого искусства в Белгороде.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева и Дмитрия Межевикина)
Источник: Афишка31