bg
bg
menu

НОВОГОДНЕЕ ВЕНСКОЕ ЧУДО

НОВОГОДНЕЕ ВЕНСКОЕ ЧУДО

Девятого декабря в Большом зале консерватории имен Чайковского прошёл уникальный концерт ансамбля «Яношка» из Австрии и специального гостя – известного и прославленного виолончелиста Борислава Струлёва, впервые выступившего в роли продюсера.

Отличительной особенностью ансамбля является то, что все его участники — родственники, поэтому их восприятие музыки, их отношения на сцене — это больше, чем просто союз музыкантов. Анна Нетребко как-то сказала об этом коллективе: «Великолепные музыканты! Всегда с огромным удовольствием слушаю их выступления».

Слушатель останется в заблуждении, если подумает, что это просто струнный квартет — его состав очень необычен в классическом понимании: Ондрей Яношка (скрипка), Роман Яношка (скрипка), Франтишек Яношка (фортепиано), Юлиус Дарвас (контрабас).

Кажется, что зрители ожидали немного другого от музыкантов, подаривших тем, кто пришёл на этот концерт, невероятную палитру стилей, жанров, эпох. Что-то необъяснимое творилось, когда Борислав Струлёв играл с ансамблем фантазию на тему из оперы «Турандот» «Nessun dorma». Эмоции настолько переполняли Борислава, что виолончель взлетела в руках мастера и последняя нота арии закончилась на уровне скрипок. Как будто что-то происходило в сердцах музыкантов. Что это было: глубокое блаженство от прикосновения с великой музыкой или радость встречи близких людей? На сцене творилось что-то фантастическое, то, что нельзя назвать простым словом «профессионализм».

Вечер наполнился магическим настроением. Были представлены произведения двух королей музыки разных столетий: Никколо Паганини и Майкла Джексона. Слияние разных стилей заставило задуматься: действительно ли то, что мы слышим на сцене, есть сиюминутная музыкальная правда? Может, актуальность классической музыки теряет свой прежний паритет? Высококлассное исполнение и лёгкая музыка не оставили никакого сомнения в том, что это имеет место быть. Удивительно, но такой концерт оставил странное ощущение: в нём была лёгкость, энергичность и соединение несоединимого в сочетании с высочайшим профессионализмом. Случайно, это не есть то самое, что стоит за музыкальным будущим?

Каждый может решить для себя, но, на мой взгляд, никто не вышел из зала с плохим настроением, а зал был переполнен. Тот заряд, который оставили нам исполнители, долго будет придавать жизненную силу.

За художественное слово концерта отвечал близкий друг Борислава и актёр Василий Мичков, который также вёл пятилетие удивительного фестиваля “BelgorodMusicFest” (belgorodmusicfest.ru). Фестиваль ежегодно проводится в Белгородской филармонии, в марте. В 2017 году фестиваль будет греметь на весь Белгород уже в шестой раз.

Знакомство «Яношек» с Бориславом Струлёвым произошло как раз на этом мероприятии в 2016 году. После блистательного дебюта в России новоиспеченные друзья решили встретиться ещё раз, но теперь уже в Москве. И, как оказалось, совершенно не зря.

Так как московская публика всегда очень горячо встречает музыкантов мирового масштаба, то начинания Борислава в качестве продюсера довольно успешны.

Как говорит Борислав Струлёв: «Я создан из кроссовера, я обожаю в музыке сладкое и солёное».

После долгих подготовок и репетиций, я смог встретиться с участниками ансамбля и поговорить с ними перед концертом, об их первом знакомстве с Москвой и о дальнейших планах.

— Добрый день! Интересно, а откуда к Вам пришла идея основать такой ансамбль?

Юлиус Дарвас: Вообще, история возникновения простая. Это семейный ансамбль, в котором играют три брата и шурин. Вместе братья музицировали с трёхлетнего возраста. Потом жизнь разбросала их, и каждый начал заниматься своей сольной карьерой, каждый пошёл по своей дороге. Все мы учились в Вене, среди наших педагогов были Борис Кушнер, Павел Верников, Петр Черман, Алоис Пош, кто-то из нас играл в оркестре Венской филармонии, кто-то играл в Венской опере, кто-то успел сделать сольную карьеру. И однажды мы собрались и решили, что пришло время сделать что-то вместе, точно так, как мы это делали в детстве.

Франтишек Яношка: У нас были концерты во всём мире, в 2013 году мы захотели сделать что-то совместное. «Яношка» — это ансамбль нового музыкального стиля, который мы так и называется: «яношка стиль».

— Что это значит — «яношка стиль»?

— Роман Яношка: Это стиль, который принадлежит только нам. Это наша душа, это то, в чём нуждается академическая классическая музыка сегодня. Мы играем классическую музыку, однако привносим в неё свою индивидуальность. Сами занимаемся аранжировкой и сочинением. В этом стиле собраны разные жанры: танго, народная музыка, джаз, поп.

— А что вы привезли в Москву, чем будете удивлять слушателя?

Р. Я.: Мы приехали с презентацией нашего нового диска, записанного на звукозаписывающей студии “Deutsche Grammophon”. Сыграем только самые лучшие номера — ведь мы впервые приехали с концертом в Москву. Также подготовлена пара номеров с гениальным виолончелистом и нашим дорогим другом Бориславом Струлёвым. Это для нас очень необычное исполнение, поскольку мы хотим донести до публики нашу душу. И это будет не просто концерт классической музыки, мы хотим превратить его в диалог с публикой. Будет много импровизации, что очень важно для нашей музыки. Сейчас произошла потеря импровизации в классической музыке, той самой, которой обладали мастера барокко или классицизма. Всё то, что дано нам, мы представим публике.

— У вас напряженный гастрольный график. Куда вы поедете после Москвы?

Ондрей Яношка: После Москвы у нас новый тур по США, который включает в себя более двадцати городов, потом у нас будет тур по Азии, Австралии. Например, этим летом мы играли в Концертгебау в Амстердаме, в Швейцарии, в Вене, Италии. У нас очень много дел и новых планов.

— Преподает ли кто-нибудь из вашего ансамбля?

— Ю.Д.: В данный момент просто не хватает времени, чтобы заниматься преподавательской деятельностью, но мы даём много мастер-классов, в следующем году у нас запланирован мастер-класс на фестивале Иегуди Менухина в Гшаде, Швейцарии. Каждое лето к нам приезжает много студентов из Азии, и мы с удовольствием занимаемся с ними. Если нас позовут в Московскую консерваторию, то мы с удовольствием проведём мастер-класс и там. Это очень интересно — общение с молодыми людьми, обмен каким-то новым опытом, новыми направлениями, безусловно, все это придаёт вдохновение. Также считаю, что работа с молодыми людьми — важный аспект еще и потому, что это своего рода привлечение их в классическую академическую музыку.

— Что вы считаете самым важным для себя в профессиональном плане?

Ф. Я.: Конечно же, это музицирование вместе, общение на сцене, импровизация, так как музыка — это наша жизнь, наша семья. Через музыку мы самовыражаемся. С каждым концертом приходит что-то новое.

Ф. Я.: Спонтанная импровизация — это просто что-то необъяснимое. Мы знаем друг друга очень хорошо, и это придает нам уверенность. Посредством музыки мы общаемся на сцене. Кто-то может спросить в видеpiano, ему отвечают в форме forte и это придает так много красок нашей жизни.

— Какие у вас ожидания от концерта в Москве?

О. Я.: Мы надеемся, что придёт много людей. И это будет первая и удачная встреча, которая повлечёт за собой продолжительный, а может и постоянный характер.

— Хотели бы вы приезжать с концертами в Москву еще?

Ю. Д.: Да, с огромным удовольствием. В Белгороде мы познакомились впервые с русской публикой, она оказалась очень открытой и приветливой. Русская музыка — это что-то особенное. Мы считаем ее очень глубокой и идущей из сердца. Она нас очень вдохновляет.

 

Источник: http://www.muzklondike.ru/announc/202

Copyright © 2012 - 2022
Обслуживание сайта: Спутник Медиа