Русская звонница и цыганский джаз
Главным событием весны для музыкального сообщества Белгорода стал отшумевший в первой половине месяца III Международный фестиваль «Борислав Струлев и друзья».
Для основных музыкальных фигур второго и третьего концертов фестиваля, в частности, для венгра Роби Лакатоша и аргентинца Хуана Пабло Хофре английский язык был единственным способом общения с белгородскими журналистами на пресс-конференциях.
Главным же языком взаимопонимания между мастерами фестиваля и белгородской публикой стала всемогущая, всесильная, всевластная, всепокоряющая музыка, способная, как ничто другое, управлять человеческими чувствами, эмоциями, настроениями, сближать и соединять.
Программы двух последних фестивальных дней помимо прекрасных солистов объединили оркестры.
Это камерный оркестр Белгородской государственной филармонии «Mezzo music» под управлением Натальи Боровик, который выходил на сцену в дни открытия и закрытия праздника. Это симфонический оркестр филармонии под управлением Дмитрия Филатова, который в заключительном концерте в большом ансамбле с белгородскими церковными хорами и уникальной русской звонницей «София» участвовал в исполнении музыки митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна и патриотических композиций заслуженного артиста РФ Михаила Иванова. Это и студенческий камерный оркестр БГИИК «Tutti» под управлением Светланы Долгачевой.
Это и главные гости фестиваля – знаменитый венгерско-цыганский ансамбль под управлением Роби Лакатоша, которому был отдан второй день фестиваля, и завершающий программу третьего дня концерта прославленный оркестр Георгия Гараняна «Мелодия» под управлением Евгения Волошина.
Кажется, что Борислав Струлев, радуясь своему взрослеющему фестивалю, сделал правилом предлагать белгородской публике знакомства со все новыми и новыми исключительными по своему мастерству музыкальными коллективами-оркестрами.
Венгерско-цыганский ансамбль Роби Лакатоша произвел поистине фурор. Роби Лакатош с его колоритной внешностью венгерского народного музыканта, словно с портретов ХIХ века, по словам Борислава Струлева, «был просто обречен на музыкальную карьеру», ведь он родился в семье потомственных музыкантов, род которых восходит к легендарному Яношу Бихари, венгерскому цыгану-скрипачу, чьей игрой восхищались Бетховен и Лист.
Благодаря фестивалю белгородцам посчастливилось услышать впечатляющую живую традицию народной восточноевропейской скрипичной игры. И как тут не вспомнить, что скрипка изначально была главным инструментом народного музицирования.
Хотя Роби и пять музыкантов его ансамбля получили хорошее академическое образование, они одинаково свободно владеют и стилем исполнения венгерской народной музыки (вербункош), и стилем цыганского джаза (мануш), и стилем венгерской крестьянской народной музыки с ее очень сложной метро-ритмической организацией.
«Человеком, который может заставить вас отдохнуть» назвал его Борислав Струлев. Главная составная часть его искусства – веками отшлифованное мастерство, которое выдающийся представитель выдающейся семьи продолжает и совершенствует.
«Король скрипки» (так назывался концерт) и его великолепная «свита» с абсолютной внешней невозмутимостью и невероятной легкостью с первых же минут покорили слушателей своим фантастическим темпераментом, вовлекая их в вихрь сумасшедших скоростей и неиссякаемой энергии радости, восторга и лирического самозабвения.
Третий день фестиваля, как и первый, был столь же концентрированным по количеству и качеству музыкальных впечатлений. Большой начальный блок третьего концерта был посвящен современной музыке православной России; музыке, звучавшей как прочувствованное, идущее от сердца высказывание. Одним из главных «персонажей» разворачивающегося поистине соборного музыкального действа стала русская звонница «София» – новый ударно-колокольный инструмент, недавно созданный авторским коллективом музыкантов и дизайнеров во главе с пианистом и композитором Михаилом Ивановым.
Мощные звонкие голоса «Софии» звучали в исполнении автора, Михаила Иванова, в то время как слушатели имели возможность полюбоваться величавой красотой очертаний традиционных колоколов, плоских колоколов (бил) и рядами малых колокольчиков.
С головокружительной легкостью арт-директор фестиваля Борислав Струлев перенес слушателей из современной России в современную Аргентину и обратно. «Аргентинскую» часть концерта представлял молодой бандонеонист и композитор Хуан Пабло Хофре.
«Молодой Пьяццолла«, как представил его Б. Струлев, учился игре на бандонеоне у музыкантов-бандонеонистов, работавших в ансамбле «отца аргентинского танго» Астора Пьяццоллы. Молодой аргентинец впервые открыл для себя Россию в облике Белгорода, а Белгород впервые слушал настоящий бандонеон и видел, как на нем играют – стоя, держа инструмент на колене приподнятой правой ноги, опирающейся на подставку.
Хуан Пабло был не единственным солистом заключительного концерта. Пылкая виолончель Борислава Струлева и великолепная скрипка Анны Боровик (то в их совместном дуэте, то в дуэте с бандонеонистом, то в сопровождении оркестра Натальи Боровик) составили столь же выразительный самостоятельный пласт исполнения.
И, наконец, впечатляющее «антре» гараняновского оркестра «Мелодия», лучшего эстрадного советского оркестра 70-80-х, которым после смерти его прославленного основателя (Георгий Гаранян умер в 2010 году) руководит его ученик и преемник саксофонист Евгений Волошин, поставило отнюдь не точку, а скорее великолепное многообещающее многоточие в фейерверке фестивальных впечатлений.
Мартовский фестиваль Борислава Струлева закончен. Но уже очень скоро, в апреле белгородцев ждет следующий и тоже традиционный III фестиваль «Шереметевские музыкальные ассамблеи».
Источник: Мангазея