BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» 2017: День первый
25 февраля в Белгородской государственной филармонии состоялось грандиозное открытие VI Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья». Едва ли не центральное музыкальное событие региона, фестиваль традиционно проводится при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.
Шестой Международный музыкальный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» в юбилейном концертном сезоне Белгородской филармонии особенно богат на события. Наверняка, белгородцы и гости города будут помнить не только о собственно музыкальных программах фестиваля 2017 года — четырёх ярких концертах и нескольких мастер-классах от музыкантов фестиваля, но и об общекультурных — фотовыставке, презентации мультимедийной книги, творческой встрече с кинопоказом и уникальном проекте ArtCelloLab.
«Экологической прививкой» назвал посещение концертов BelgorodMusicFest’a «экологически чистый мотор» фестиваля, его идейный вдохновитель и арт-директор, непревзойденный виолончелист Борислав Струлёв на предшествующей событию пресс-конференции. Атмосфера праздника, ожидание прекрасного традиционно сопровождают все дни фестиваля. Но первый день всегда особый.
Программу концерта «Классика на грани» предварили приветственные слова директора филармонии Светланы Юрьевны Боруха, выразившей благодарность членам Фонда — белгородским меценатам, без которых проведение BelgorodMusicFest’a было бы немыслимым. Борислав Струлёв рассказал о предстоящих мероприятиях. И, наконец, ведущий фестиваля актёр, мастер художественного слова Василий Мичков объявил об исполнении первого произведения.
…Сдержанный темп, до минор, прозрачные гармонии, рубато струнных, перетекающее в нежную мелодию, четырехдольность, характерный ритм ударных. Далее тему играет труба и вместе с ней вступает хор, затем основная мелодия вновь передается струнным, ткань насыщается, уплотняется, и звучит небесный контртенор…
Фестиваль открыла российская премьера — в исполнении симфонического оркестра Белгородской государственной филармонии под управлением Дмитрия Филатова и камерного хора (главный дирижёр — Елена Алексеева) прозвучало одно из самых известных сочинений современного английского композитора-минималиста Майкла Наймана Memorial.
Солировал обладатель уникального голоса широчайшего диапазона (от баритона до сопрано), артист Большого театра России и театра «Новая Опера» им. Е. В. Колобова, Новосибирского театра оперы и балета, контртенор Владимир Магомадов. Молодой музыкант, лауреат премии народного артиста СССР Бориса Покровского известен меломанам страны как победитель конкурса вокалистов «Большая опера» на телеканале «Культура».
Вместе с симфоническим оркестром артист также исполнил знаменитую арию Альмиры Lascia ch’io pianga из оперы Г. Генделя «Ринальдо» (в аранжировке Мишеля Рондо), изумляющую своим великолепием и неземной красотой.
Данью памяти Валерия Халилова и артистов Академического ансамбля песни и пляски им. А. Александрова, трагически погибших в декабре, стало исполнение Бориславом Струлёвым «Небесной колыбельной» (аранжировка Сергея Дрезнина).
Сочинение редкого благолепия, музыка которого написана Митрополитом Белгородским и Старооскольским Иоанном, — это своего рода отклик души на тревожные состояния и волнения, скорбь и грусть, наполненный идущим из глубины светом. Густой и трепетный тембр виолончели звучал в сопровождении симфонического оркестра и хора, контрастируя с тембрами фортепиано и колокола.
Представленная третья часть виолончельного концерта современного эстонского композитора Арво Пярта «Pro et Contra» была белгородской премьерой. Слушатели насладились нетрадиционными приемами игры Борислава Струлёва на виолончели с ударами и извлечением звуков у подставки, эффектными скольжениями, сочетанием несочетаемого — оркестрового хаоса и прорезающего голоса солирующего инструмента, и, вдруг, в конце, гармонической стройностью и упорядоченностью.
В концерте открытия фестиваля нашлось место и музыкальным шуткам — в новом для себя амплуа выступил солист филармонии, лауреат международных конкурсов Тимур Халиуллин. Пьеса для пишущей машинки с оркестром американского композитора ХХ века Лероя Андерсона, известная также как «пьеса для теоретика с оркестром», за пару минут открыла новую грань таланта органиста, вдруг ставшего профессиональным пользователем механического прибора, популярного в предыдущих столетиях.
В роли Трубадура и Принцессы выступили Борислав Струлёв (виолончель) и Анна Боровик (скрипка) — очередной премьерой первого отделения вечера стало исполнение сюиты «Бременские музыканты». Своеобразное попурри на темы знаменитого мультфильма, музыка к которому написана композитором Геннадием Гладковым, сюита была аранжирована учеником композитора Романом Львовичем специально для фестиваля.
Сочинение прозвучало как знак уважения заслуженного артиста РСФСР, народного артиста РФ Олега Анофриева, дяди Борислава Струлёва, видного советского и российского актера театра и кино, кинорежиссера, певца, голосом которого говорили почти все персонажи легендарного мультфильма.
…В её творчестве нет канонов, строгих рамок и фиксированной длительности композиций. Её голос «экологически чистый» (по выражению Борислава Струлёва) — блестящая джазовая певица из Грузии Нино Катамадзе впервые в рамках фестиваля выступила в Белгородской филармонии.
Вместе со своим джазовым ансамблем INSIGHT и с белгородскими музыкантами — камерным оркестром Mezzo music под управлением Натальи Боровик, духовой группой симфонического оркестра, дирижёром Дмитрием Филатовым она создавала новые звучания. Необыкновенная свобода, с которой артистка перемещается по сцене, экспрессия движений её тела, изгибы её уникального голоса делают её той исполнительницей, которую хочется слушать без остановки.
Свои композиции, которые она поёт на родном грузинском языке, Нино называет не песнями, а танцами. Это музыка для тех поклонников джаза, кто любит слушать музыку небанальную. В этой медитации музыка соединяется с танцем, погружая слушателей в незабываемые развернутые повествования о жизни, о любви, о вечности.
Пение Нино Катамадзе вместе со звучанием виолончели Борислава Струлева и под аккомпанемент рояля Сергея Заваруева, игра певицы с залом — одни из ярчайших моментов выступления блестящей дивы, что ещё долго будут отражаться в памяти гостей фестиваля.
Программа «Классика на грани» подарила публике километры эмоций и тонны впечатлений. Впереди — много новых музыкальных открытий! Не пропустите!