BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: День первый
9 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области открылся второй Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья».
Первому концерту фестиваля предшествовала пресс-конференция для белгородских СМИ с участием организаторов фестиваля и участников первого концертного дня — арт-директора фестиваля, виолончелиста Борислава Струлёва, участника оркестра «Папоротник» Александра Антонова, Анны Боровик (скрипка) и руководителя камерного оркестра «Mezzo music» БГФ Натальи Боровик.
Из множества затронутых на продолжавшейся около часа пресс-конференции тем, главными были те, которые информировали о проведённой огромной работе по подготовке фестиваля — одного из основных музыкальных событий региона. События, которое выводит культурный Белгород на центральную орбиту общественной жизни России — Олимпиаду в Сочи.
Вся многоплановая подготовительная работа концентрировалась вокруг арт-директора фестиваля «Борислав Струлёв и друзья», вовлекая в себя множество людей — от руководства филармонии и Фонда до различного рода технических служб, включая добровольных помощников. Наиболее сложным и ответственным моментом была координация приезда участников фестиваля в Белгород из разных стран — России (Москва и Санкт-Петербург), Германии, Канады, США.
И, вот, наконец, он наступил — долгожданный late afternoon (поздний послеполудень) первого фестивального субботнего дня. Плотно заполненный, включая балконы, Большой зал Белгородской филармонии. Ведущая Наталья Гирявенко приглашает на сцену сопредседателя Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области митрополита Белгородского и
Старооскольского Иоанна и заместителя начальника департамента кадровой политики Белгородской области — начальника управления культуры области С. И. Курганского.
Приветствуя фестиваль как соработничество Богу посредством искусства, Владыка отметил, что девизом фестиваля мог бы стать принцип блаженного св. Августина — «единство в главном» (в музыке в её лучших проявлениях); «свобода во второстепенном» (в возможностях разнообразного воплощения музыки); «любовь в остальном» (любовь к искусству, которая объединяет и возвышает людей, торжествуя над обыденностью и разъединённостью).
В приветствии С. И. Курганского прозвучали слова благодарности, в том числе и от имени губернатора Белгородской области Е. С. Савченко, в адрес участников и организаторов фестиваля.
В этот вечер гости фестиваля услышали слова приветствия, которые прислал недавний знаменитый гость Белгорода Мишель Легран (инициатива приглашения которого в наш город принадлежит Бориславу Струлёву), после чего «слово взял» камерный оркестр «Mezzo music».
Как музыкальный символ фестиваля не случайно была выбрана одна из самых известных, самых знаменитых современных пьес — «Палладио» популярного английского (валлийского) музыканта и композитора Карла Уильяма Дженкинса (р. 1944). Он, как и участники белгородского фестиваля, соединяет в своей музыкальной деятельности амплуа джазового и классического музыканта.
Он занимает верхнюю строчку в топе 10-ти самых популярных ныне живущих композиторов. Написанная в классическом стиле, эта невероятно популярная, существующая во множестве переложений пьеса выросла из рекламного ролика алмазной компании «Де Бирс». Из-за трагически страстного, тангоподобного характера музыки «Палладио» получило название «танго смерти», «чёрное танго».
Как и в своём первом ошеломляющем появлении в Белгороде в апреле 2010 года, Борислав Струлёв начал своё выступление с хорошо известной классики — его тёплая, мягкая виолончель проникновенно пропела авторское переложение для виолончели с камерным оркестром знаменитое «Анданте кантабиле» П. И. Чайковского, известное как 2-я часть 1-го струнного квартета.
Как же эта утешающая, трогающая до слёз виолончель отличалась от металлических, лязгающих звучаний в популярном танго А. Пьяццоллы «Escualo» («Акула»), исполненном в дуэте с Анной Боровик в сопровождении оркестра. Напоминанием о первом выступлении Борислава Струлёва в Белгороде стали два прекрасных попурри — на темы АВВА и мелодий Исаака Дунаевского в аранжировке Сергея Дрезнина (партию фортепиано, как и три года назад, исполнил белгородский пианист Денис Блехман).
Бориславу Струлёву с юных лет стало тесно в рамках чисто академической музыки. Он давно и успешно связывает своё музыкальное мастерство и свой незаурядный продюсерский талант с огромным и разнообразным окружающим миром, прежде всего — с миром искусства в лице самых его талантливых представителей.
Во втором отделении вечера, также кое-где помеченном багровыми красками танго, «наш» Борислав познакомил белгородскую публику со знаменитым московским оркестром «Папоротник» (именно с ними подготовлена программа «Cello tango»). Знакомство белгородцев с «Папоротником» оказалось исключительно приятным.
Оркестр «Папоротник» — это пять музыкантов: Александр Бакхаус (аккордеон), Олег Аряев (гитара, вокал), Александр Антонов (скрипка, вокал), Денис Шушков (контрабас, бэк-вокал) и Вано (Иван) Авалиани (ударные). Оркестр существует с 1991 г. и из первоначального состава сейчас в нём играют только Александр Бакхаус и Александр Антонов. Борислав познакомился с «Папоротниками» в пору их
становления, когда те, кто вошли в первоначальный состав, играли в других оркестрах, в частности, в знаменитом оркестре «Мелодия» Георгия Гараняна.
«Папоротники» десятилетиями экспериментировали, искали свой неповторимый стиль и манеру исполнения. Сегодня «Папоротники» — это огромный, головокружительный успех в любом городе, в любой стране. Сегодня «Папоротники» — это феерическая лёгкость игры, за которой скрыты годы работы; это пленительное ощущение необыкновенного звукового комфорта; это желание слушать его бесконечно, впитывая мощную положительную энергетику звучащей музыки.
Не случайно Борислав называет звучание «Папоротников» музыкальным аналогом знаменитого французского Цирка дю Солей (Cirque du Soleil). И не важно, играют ли они вместе с Бориславом рождённую под впечатлением военной истории Белгорода пьесу-элегию Александра Бакхауза «Самолёт», проникнутую печалью невозвратимых утрат, или классику джаза — «Караван» Дюка Эллингтона с потрясающими соло ударника Вано Авалиани, всё это, выражаясь словами одной из песен из их последнего альбома — «das ist fantastisch».
Первый день фестиваля завершён.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Источник: Афишка31