bg
bg
menu

BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: День второй

Пятнадцатиминутной овацией в переполненном Большом зале Белгородской филармонии заканчивался второй концертный вечер II Международного фестиваля «Борислав Струлёв и друзья».

«Сегодня фестиваль пересекает своеобразный музыкальный экватор, — так предварила начало концерта ведущая Наталья Гирявенко. — Поэтому будет жарко». И, действительно, было жарко, хотя припекать начало ещё до начала концерта, когда собирающуюся многочисленную публику (все билеты на концерт были раскуплены задолго до начала фестиваля, в Белгород на концерты приезжают даже гости из Воронежа) в фойе приветствовал зажигательный филармонический диксиленд.

 2927_14508

Главными фигурами второго вечера были пианист, аранжировщик и композитор Мэт Херсковиц (первое отделение) и баянист, композитор и певец Айдар Гайнуллин.

2927_14509  2927_14511

Мэт Херсковиц — музыкант «одной группы крови» с Бориславом Струлёвым, пианист отличной академической выучки и, одновременно (как и Б. Струлёв), не побоявшийся и сумевший построить свои собственные, неповторимо-личные и убедительные отношения с классикой.

 2927_14512

Сейчас живущий в Канаде, уроженец Нью-Йорка Мэт Херсковиц получил пианистическое и композиторское образование в лучших американских музыкальных вузах — Музыкальном Институте Кёртиса в Филадельфии и Джульярдской школе Нью-Йорка. Его учителями были Джозеф Калленштайн и русский американец Владимир Виардо (род. 1949 г., уехал из СССР в 1988-м), ученик выдающегося советского педагога Льва Наумова в Московской консерватории.

2927_14513

По словам Мэта, джаз увлёк его с юных лет благодаря встречам и дружбе с выдающимися американскими джазменами. Полуторачасовое отделение концерта американский виртуоз начал со своего фирменного стиля «classic and jazz». Перед первым «сольным» блоком, в исполнении М. Херсковица с оркестром Натальи Боровик прозвучала специально написанная им для «BelgorodMusicFest’a» короткая, как эпиграф, пьеса с таким же названием — «BelgorodMusicFest».

 2927_14514

Что-то родственное музыке позднего Барокко было в густых, насыщенных низких тембрах струнных, из которых, как птица в полёте, выросла и улетела прочь красивая мелодия скрипки. Не случайно Мэт сам себя называет мелодистом, и в концерте не раз можно было в этом убедиться.

2927_14515

Прозвучавшие затем Бах и Шопен (соло) были логически-ясными и, в то же время, восхитительными своим мастерством и фантазией, неповторимо-индивидуальными композициями Мэта Херсковица. Так, школьно-хрестоматийная Прелюдия до-минор из 1-го тома ХТК Баха до раздела Presto звучала в полном соответствии с текстом ХVIII века, как вдруг, словно испугавшись предписанного автором вдвое быстрого темпа, «вильнула» в джазовое переложение баховского Allegro, затем и вовсе уйдя в далёкую от Баха импровизацию, но, набравшись сил, вновь приблизилась и преодолела баховское Presto, после чего баховский мажор в конце минорной пьесы стал вдвойне мажором.

2927_14516

Надо заметить, что Херсковиц импровизирует «внутри классики» в очень чётких стилистических и образных границах оригинала. Так, два разных Этюда Шопена из ор. 10 — медленный Ми-мажор № 3 и головокружительно-техничный До-мажор № 1 — имеют два превосходных, но различных решения. Красиво «пропев» знаменитую мелодию ми-мажорного Этюда, пианист перед самым трудным местом сделал джазовый «антракт»-импровизацию в стиле романтической шопеновской техники «perle» («жемчуг»), которая волнами переходила в мягкий свинг и обратно, а затем, как бы собравшись с силами, вернулся к этому самому сложному месту — двойным секстам в расходящемся движении обеими руками.

2927_14517  2927_14518

И насколько иное решение в До-мажорном Этюде, где сквозь бурный поток пассажей арпеджио по всей клавиатуре в правой руке, левая начинает выделывать ритм «буги», а затем, когда пассажи перехватывает левая, в правой, как Афродита из пены, вдруг возникает певучая мелодия Ewigweibliche (Вечно Женственного).

 2927_14519

Затем последовал первый (но не единственный) сюрприз этого дня — блюзовая композиция на музыкальную тему архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна в исполнении Мэта Херсковица и Борислава Струлёва как музыкальное приношение от фестиваля благословившему фестиваль Митрополиту.

 2927_14520

Как и предсказывал на предваряющей концерт пресс-конференции Айдар Гайнуллин, публика приходила во всё большее восхищение от динамичной, насыщенной контрастами программы Мэта Херсковица (как, впрочем, и во втором отделении от самого Айдара Гайнуллина).

2927_14521  2927_14522

После «сольного» блока Мэта Херсковица последовал его «концертный» и «ансамблевый» блок. Аранжировки 2-й части фа-минорного клавирного концерта Баха и 1-й части ля-минорного фортепианного концерта Шумана не могли не быть очень разными по определению. Суровая, близкая современным ощущениям музыка Баха, где баховская фортепианная кантилена была отдана скрипке (Анна Боровик) и виолончели (Борислав Струлёв), в то время как оркестр «Mezzo music» вместе с М. Херсковицем, Павлом Могильниченко (контрабас) и Олегом Ивановым (ударные) выполняли роль ритм-секции, и романтическая, отнюдь не разрушаемая фортепианными джазовыми «вставками» поэзия фортепианного концерта Шумана.

 2927_14523

«Ансамблевый» блок начался со свирепой, как схватка диких хищников, очень известной пьесы Мэта Херсковица «Prokofiev’s Revange» («Месть Прокофьева») в исполнении автора, Павла Могильниченко и Олега Иванова. Эта пьеса — «симметричный ответ» современного пианиста-виртуоза и композитора другому выдающемуся пианисту-виртуозу и композитору ХХ века — Сергею Прокофьеву, парафраз сложнейшего Этюда Прокофьева. На раскачивающиеся колокольные басы наслаиваются в сногсшибательном темпе и тихой динамике хроматические гаммы двойными терциями (высший пилотаж пианиста!), которые то бессильно погасают, то вновь, как терминатор, возрождаются в молотобойном неистовстве ударных приёмов фортепианной техники.

 2927_14524

И следом опять сильнейший контраст — фрагмент из мюзикла Мэта Херсковица «Белла, краски любви», посвящённый жене и музе Марка Шагала. Трио фортепиано, скрипки и виолончели и составом исполнителей, и славянской певучестью элегических мелодий отсылало к знаменитому мемориальному трио П. И. Чайковского, отличаясь от него великолепной «бисерной» фортепианной отделкой струнных мелодий.

 2927_14529

Лирический, тонкий, романтический Мэт Херсковиц (каким его можно услышать в несыгранном на белгородском фестивале Ноктюрне из его первого альбома с Ларой Фабиан 2001 г.) хотел закончить своё выступление ещё одним фрагментом этого мюзикла, но слушатели потребовали «биса», которым стала импровизация знаменитой темы Дж. Гершвина «Я чувствую ритм».

2927_14525

Во второй части концертной программы стало ещё горячее. Начавший второе отделение уже любимец Белгорода восхитительный, восточно-невозмутимый Айдар Гайнуллин до конца концерта поднял и без того накалённый градус настроения публики едва ли не до экстатического восторга. В «Танго для Клод» Р. Гальяно (французского ученика А. Пьяццоллы) публика услышала французский «accordino» — разновидность губной гармоники, примечательный способностью создавать эффекты глиссандирующего «скольжения» внутри одного звука.

2927_14526  2927_14527

Другим сюрпризом этого отделения стало выступление певца Айдара Гайнулина, который, без скидки на статус прекрасного народного инструменталиста, спел «Памяти Карузо» Лючио Далла, кантилену в духе неаполитанских песен.

2927_14528

Белгородские музыканты, участники 2-го концерта — Юрий Алешников (гитара), Анжела Осипова (флейта), Олег Иванов (ударные), Павел Могильниченко (контрабас) и Камерный оркестр Натальи Боровик не просто музицировали наравне с великолепными мастерами, на были неотъемлемой органичной частью этого великолепного музыкального праздника.

 

Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)

 Источник: Афишка31

Copyright © 2012 - 2018
Обслуживание сайта: Спутник Медиа