BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» завершён
16 марта в переполненном Большом зале Белгородской государственной филармонии в присутствии губернатора Евгения Степановича Савченко, первых лиц руководства области и Фонда поддержки классического музыкального искусства с огромным успехом прошёл третий — и последний — концерт II Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья».
Продолжительное первое отделение заняла «music for entertainment» — популярная классика по преимуществу в разнообразных аранжировках. Музыкальной преамбулой последнего вечера стало выступление в фойе хореографического ансамбля «Мираж» (руководитель — В. Карпенко) под аккордеон Геннадия Панкратова, которое пунктиром плавно связалось с началом последнего дня фестиваля.
Концерт открыла «Прелюдия» (Модинья) из «Бразильской бахианы № 1» бразильца Эйтора Вила-Лобоса (ум. 1959 г.) — единственного крупного латиноамериканского композитора ХХ века, не получившего систематического музыкального образования. Виолончель была любимым инструментом Вила-Лобоса, на котором он научился играть в детстве от своего отца. Его 9 «Бразильских бахиан» для виолончели с различными составами инструментов стали воплощением мечты всей его жизни соединить свой любимый инструмент, музыку безгранично любимого им Баха и бразильский фольклор.
Виолончель Борислава Струлёва в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music» Натальи Боровик, как всегда супервыразительно, пропела 2-ю часть из первой «Бразильской бахианы» — Прелюдию-модинью (португальское Modinha — род лирической любовной песни очень популярный в XVIII-XX вв. в Бразилии и португалоязычных странах).
Можно было заметить, что семейство струнных стало фаворитом фестиваля, особенно его последнего дня, поскольку к камерному оркестру и Бориславу Струлёву присоединилась скрипка Анны Боровик, контрабас Артёма Чиркова и скрипка (а также специальная электроскрипка) Александра Маркова. Концерт А. Вивальди «Зима» в исполнении Анны Боровик и камерного оркестра, очень ненавязчиво заставлявших себя слушать, прозвучал тонко, изящно и поэтично в чисто академической манере без всякого стремления «осовременить» классику.
Новому гостю фестиваля — именитому контрабасисту Артёму Чиркову из Санкт-Петербурга — было отведено место для небольшого «мини-концерта» внутри первого отделения (четыре номера, из них два — в дуэте с Бориславом Струлёвым). «Визитной карточкой» А. Чиркова стало исполнение им Буррэ из Сюиты Баха № 3 До-мажор для виолончели соло.
Артём Чирков — один из самых титулованных сегодня исполнителей на контрабасе, лауреат премий на различных международных конкурсах (последняя — в 2010 г. в США), один из пяти концертирующих контрабасистов в мире, с 2004 г. является концертмейстером группы контрабасов Заслуженного коллектива Республики Академического симфонического оркестра Санкт-Петербургской филармонии имени Д. Д. Шостаковича.
Артём вырос и получил образование в северной столице и, учась в петербургской консерватории, он одновременно становится студентом Мюнхенской Академии музыки, где он вошёл (и продолжает оставаться) в состав участников международного секстета контрабасистов «Bassione amoroso». Название ансамбля отсылает к пьесе выдающегося итальянского контрабасиста и композитора ХIХ века Джованни Боттезини «Passione amoroso» (переводится как «любовная страсть»).
Певучий и виртуозный инструмент Артёма Чиркова, которого американская критика после концерта в Карнеги-холл назвала «Ван Клиберном контрабаса», белгородская публика услышала в шуточной пьесе А. Чиркова «Балет для контрабаса», построенной на известной «Тарантелле» Боттезини. В нарисованных контрабасом музыкальных декорациях «Лебединого озера» (П. И.Чайковского) не мог не появиться самый настоящий «Лебедь» (К. Сен-Санса) и лебеди-подростки, станцевать которым так и не дала всё та же «Тарантелла».
Великолепного приёма была удостоена и трёхчастная Соната для двух виолончелей (1739 г.) французского композитора 1-й половины 18 века Жана-Батиста Баррьера, одного из «отцов-основателей» виолончельного репертуара, автора четырёх сборников виолончельных сонат. В том, насколько родственны души их инструментов, публика убедилась, слушая сонату в исполнении Борислава Струлёва и Артёма Чиркова, где две певучие части в умеренном темпе сменил виртуозный финал Presto, когда в великолепном дуэте оба инструмента звучали словно один.
Классика родоначальника современного исполнительства на виолончели соседствовала с музыкальной шуткой-эксцентриадой — «Артём и Борислав в Дели», пьесы, которая начинаясь с заунывной медитации контрабаса посредством ритмов по деке виолончели, превращается в экзотический дуэт-вакханалию танца.
Первое отделение завершало выступление другого знаменитого друга Борислава Струлёва — Александра Маркова в его давно всемирно признанном амплуа классического скрипача. Американский скрипач русского происхождения (его родители, профессиональные музыканты-скрипачи увезли сына в Америку в детстве) Александр Марков оставил глубокий след в памяти тех белгородцев, которые побывали на его первом концерте в Белгороде в ноябре 2011 года.
Вершинное исполнительское мастерство А. Маркова, лауреата семи первых премий на самых престижных международных конкурсах скрипачей, в том числе на конкурсе им. Паганини в Генуе в 1984г. (Александру было тогда 19 лет), хорошо известно благодаря фильму «Александр Марков. 24 каприса Паганини» Бруно Монсенжона. Выдающийся французский режиссёр-документалист, сам скрипач по музыкальному образованию, Б. Монсенжон снял ряд известных фильмов о выдающихся музыкантах-исполнителях современности. Услышав исполнение А. Марковым ор.1 Паганини (А. Марков — единственный в мире скрипач, исполняющий цикл 24 каприса Паганини целиком), режиссёр запечатлел это исполнение, которое по сей день считается непревзойдённым. Александра Маркова называют «Паганини ХХI века; он даже внешне напоминает романтического гения скрипки.
Скрипка очень по-разному звучала под руками знаменитого гостя — то нежно-печально и приглушённо, отсвечивая перламутром в «Мелодии» Глюка (аранжировка флейтовой пьесы для скрипки с камерным оркестром сделана отцом Александра, выдающимся скрипачом-исполнителем и педагогом Альбертом Марковым), то с отточенной чистотой сверкающего блеска в 24-м Каприсе Паганини, где слушатели не могли сдержать восхищённых рукоплесканий после вариации pizzicato.
Завершило первое отделение волнующее, романтически приподнятое исполнение Концерта А. Вивальди ре-минор для двух скрипок (Александр Марков и Анна Боровик) и виолончели (Борислав Струлёв) в сопровождении камерного оркестра «Mezzo music».
Второе отделение было кульминацией и последнего дня, и всего фестиваля — Белгород стал первым местом российской премьеры Рок-концерта Александра Маркова для электроскрипки, оркестра (струнные плюс духовые), хора и рок-группы в исполнении автора, Александра Маркова, и белгородских музыкантов. Премьера в Белгороде нового сочинения современного композитора состоялась после ряда его успешных исполнений за рубежом — в США, Мексике, Турции, Израиле.
И за рубежом, и в нашей стране огромный успех сочинению обеспечивал не только сам жанр рок-музыки, который давно рекрутирует в свои ряды всё новых и новых поклонников в разных странах, людей молодого поколения, но и его бесспорная художественная ценность, хорошо ощущаемая и принимаемая даже не любителями рока.
Безусловно, преобладающая в этот вечер в зале молодая публика была привлечена именно словосочетанием «Рок-концерт» (в Белгород приехало много молодёжи из районов области), но и людям более старшего возраста с преимущественным опытом слушания классики, этот концерт сказал о многом.
Рок-музыка — это всегда повышенная экспрессия, символом которой могла бы служить знаменитая картина норвежского художника-экспрессиониста Эдварда Мунка «Крик». Это всегда оглушающий грохот рвущихся из динамиков децибел (до 155, тогда как звучание большого симфонического оркестра на высшей степени звучности находится в пределах ста). И это всегда самовыражение, творческая самодостаточность, когда автор музыки и исполнитель тождественны.
Все эти внешние признаки были в рок-сочинении Александра Маркова, но (в отличие от большинства рок-концертов) было и многое другое. Была уникальная, специально сделанная для этого исполнения 6-струнная электрическая скрипка с особыми акустическими свойствами и неповторимым дизайном, в том числе — и светодизайном. Был огромный состав исполнителей, многие из которых (хор и оркестр) едва ли не впервые и успешно вышли за границы академического амплуа.
С камерным хором под управлением Елены Алексеевой и оркестром под управлением Натальи Боровик органично соединялась рок-группа в составе знаменитого московского ударника, давнего друга и партнёра Б. Струлёва по трио (Денис Мацуев – Борислав Струлёв – Дмитрий Севастьянов) и белгородских музыкантов Павла Могильниченко (бас-гитара), Юрия Алешникова (академическая гитара), Михаила Тополиди (колокола) и Дениса Блехмана (синтезатор). И в музыке А. Маркова, наряду с чертами обычных рок-концертов, была художественная концепция, которую было интересно слушать и понимать.
Как прокомментировал белгородскую премьеру сам автор, его Рок-концерт в Белгороде прозвучал в сокращённом варианте — были купированы две, предназначенные для певца-солиста, части. Но и в этом 6-частном варианте Рок-концерт оставил сильнейшее впечатление.
С первых же секунд слушатель оказывался в центре звукового тайфуна. Хаос бушующего катастрофами современного мира обрушивался в сознание внезапно, безжалостно и беспощадно. Используемые как краска, живые человеческие голоса хора, поющего почти без слов (за двумя исключениями) — словно мостик к одинокому голосу-плачу скрипки — вызывали стойкие «реквиемные» ассоциации, а интонации специфически национально-окрашенных скрипичных соло — с темой Холокоста. «Ye-ye-ye» — произносил хор сквозь вихри бушующего звукового урагана, словно свидетельствуя о том, что такое БЫЛО. Но ради чего нужно было всё это перенести? Ответ — в почти пятиминутном непрерывном чётком скандировании слова «freedom» («свобода»), свобода во всём, что не мешает быть свободным другому, свобода для всех живущих во всех уголках мира…
Другой смысловой пласт концерта слышался в диалоге-взаимодействии приёмов рок-музыки (здесь, помимо всех других участников, ведущая роль принадлежала ритм-секции, в т. ч. выделялся эпизод-соло Дмитрия Севастьянова), и в обилии рассыпанных в музыкальной ткани Рок-концерта намёков-аллюзий из классики и современной поп-музыки: от интонаций Баха, Прокофьева и Уэббера до очень красивых звуковых эффектов в соединениях-переходах различных тембровых красок (например, скрипка-голос, скрипка-ударные и т. п.).
Огромная захватывающая энергия Рок-концерта была столь велика, что после каждой части зал буквально взрывался рукоплесканиями, свистом восторга и криками «браво». Звуко-визуальные эффекты финала вообще мало поддаются описанию, и центральная часть композиции — «Freedom» — была бисирована. «Мы вернёмся!» — прокричал арт-директор фестиваля Борислав Струлёв сквозь шквал оваций.
Мне же вспомнились слова великого советского педагога-пианиста Генриха Густавовича Нейгауза, которому один из главных участников фестиваля канадский пианист Мэт Херсковиц приходится музыкальным «правнуком». «Что такое талант? — говорил Г. Нейгауз. — Это страсть, интеллект и огромный труд».
II BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» завершён. И Vive le Festival!
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Источник: Афишка31