BelgorodMusicFest: Eldar и Ильдар
В Белгороде прозвучал финальный концерт V Международного музыкального фестиваля «Борислав Струлёв и друзья» «Всё лучшее – женщинам»
И, разумеется, очередная встреча с виолончелистом Бориславом Струлёвым, арт-директором фестиваля, камерным оркестром филармонии Mezzo Music (художественный руководитель – Наталья Боровик), музыкантами симфонического оркестра и дирижёром-маэстро из Испании Хосе Луисом Гомесом, героем первого концерта юбилейного фестиваля.
Любовь и музыка
Concierto de Aranjuez («Аранхуэсский концерт») испанский композитор Хоакин Родриго написал в 1939 году, за несколько месяцев до начала Второй мировой войны. Ослепший в трёхлетнем возрасте, он мог только вслушиваться в мир. И вслушивался в него чутко, ощущая переживания, тревоги и страх. А ещё – любовь, несмотря на тревожное время, царившую между мужчиной и женщиной. Например, между самим Хоакином и его супругой. Название концерта – память об их медовом месяце, проведённом в Аранхуэсе.
Адажио концерта – наиболее известная его часть – открыло заключительный вечер фестиваля. Сочинение, в оригинале написанное для гитары с оркестром, прозвучало в интерпретации солирующего виолончелиста Борислава Струлёва и Mezzo Music под управлением дирижёра-гостя.
За фестивальные дни в Белгороде состоялось немало музыкальных премьер. Для финального концерта приготовили ещё одну – концерт De Berlin Владимира Космы. Французский композитор румынского происхождения написал музыку для более чем 200 кинолент. Концерт De Berlin он создал для французского фильма «Седьмая мишень». Партитуру концерта для скрипки с оркестром Владимир Косма лично передал музыкантам, чтобы его музыка зазвучала в Белгороде. С камерным оркестром под управлением Хосе Луиса Гомеса солировала Анна Боровик.
«Великий импрессионист в джазе»
Так назовёт Борислав Струлёв своего друга – пианиста Эльдара Джангирова, более известного за границей под коротким псевдонимом Eldar. Нет, не аттестует публике заранее, а воскликнет, поражённый, за кулисами во время его выступления.
Эльдар родился в Бишкеке, тогда ещё городе Фрунзе. Мама – преподаватель музыки. И вовсе не удивительно, что в три года мальчик сел за рояль. Его учителем стала мама. Необыкновенно трогательную собственного сочинения Lullaby Fantasia на концерте Эльдар исполнит как посвящение маме, как память о тех днях, когда всё только начиналось для него в музыкальном мире.
В девять лет на джазовом конкурсе в Новосибирске маленького пианиста заметили профессионалы из США. Когда и как случился переход от классики к джазу, сам Эльдар вспоминает в многочисленных интервью. Рассказывает, что любителем джаза в их доме был папа. Прослушивая с ним пластинку за пластинкой, молодой музыкант выбрал для себя судьбу.
Через время семья Джангировых переезжает в Штаты, где Эльдар побеждает в международных конкурсах, записывает пять альбомов с лейблом Sony и за один из них в 2008 году номинируется на «Грэмми».
Белгородские слушатели джазового пианиста, чью технику сравнивают с техникой Оскара Питерсона, приняли восторженно. Кстати, именно на концерте – посвящении Питерсону в Карнеги-Холле Эльдар повстречал Борислава Струлёва.
«Мы потом держали дружбу. Он (Струлёв – прим. ред.) увидел видео, которое я сделал несколько лет назад с Российским национальным оркестром в Москве, в зале Чайковского, на моём веб-сайте. Мы играли Рапсодию в стиле блюз. Борислав позвонил мне и сказал: «Ты хотел бы сыграть Рапсодию в стиле блюз здесь, в Белгороде?» Я сказал, это будет честь для меня. И вот я здесь».
Рапсодия в стиле блюз Джоржа Гершвина прозвучала в исполнении Эльдара и камерного оркестра и музыкантами симфонического под управлением Хосе Луиса Гомеса последней. Она сорвала овации.
Перед этим пианист блистал в джазовой импровизации, исполняя сольно Moanin Бобби Тимонса, пьесуБилли Стрейхорна Take the A-train. Вместе с виолончелистом Бориславом Струлёвым Эльдар подарил залу два сочинения Гершвина – Прелюдию № 2 и It ain’t necessarily so.
В антракте после выступления Эльдар делился с журналистами:
«Оркестр звучал феноменально. Хосе Луис Гомес – отличный дирижёр. Публика хорошая, позитивная энергия. Я очень рад быть здесь».
Отвечая на вопрос, что значит для прославленного музыканта выступать в небольших провинциальных городах, пианист размышляет:
«Это даёт очень хорошую связь, когда я могу по-настоящему связаться с людьми через музыку. Я могу дать им улыбки. Для меня это большая часть моей жизни».
И рассказывает, как готовится к выходу на сцену:
«Если есть пианино, я постараюсь сделать руки горячими: с холодными руками не очень комфортно играть. Буду просто разминаться. Потом у меня как бы ритуал: пять минут я просто сажусь и ни с кем не разговариваю. Просто дышу, чтобы войти потом на сцену.
Я бегаю почти перед каждым концертом последние десять лет. Пробегаю около 5 км. И мне это даёт позитивную энергию, некий баланс. Сегодня пробежал по Народному бульвару до стадиона и обратно, побегал вокруг. Пришёл – и почти сразу на сцену.
Каждый день я стараюсь играть. Минимум час, максимум – весь день. Жизнь музыканта – это почти как жизнь спортсмена, потому что нужно держать связь с музыкой».
Музыкальный подарок Ильдар
Его имя на афише фестиваля будоражило слушателей с первого концерта: «Лучший бас мира – на белгородской сцене!». Ильдар Абдразаков – «сенсационный бас, у которого есть всё: грандиозный звук, красивое легато, огромное изящество», – так описывают второго гостя заключительного концерта в зарубежной прессе.
Абдразаков, солист Мариинского театра и Метрополитен-опера, обладатель премии «Грэмми» в двух номинациях, в белгородской филармонии – чем не подарок к международному женскому празднику?
Он стремительно появляется на сцене после увертюры к «Кармен» Жоржа Бизе, чтобы исполнить арию Тореадора. Статный, обаятельный, импозантный, Абдразаков одним выходом на сцену срывает аплодисменты.
После арии Ленского из оперы «Евгений Онегин» Петра Чайковского, исполненной Струлёвым вместе с белгородскими музыкантами, Абдразаков вновь возвращается на сцену. И в их совместном исполнении звучит ария короля Филиппа из оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос». Как скажет позже Борислав – ещё один его рекорд, «глубочайшее потрясение». Затем – романс Михаила Глинки «Сомнение» и «Элегия» Жюля Массне (за роялем – заслуженная артистка РФ Людмила Петрова).
Завершив юбилейный фестиваль оперными шедеврами – каватиной Алеко из оперы Сергея Прокофьева«Алеко» и арией дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини, – Абдразаков вышел на бис. Музыкой закрытия стала «Гранада».
После выступления за кулисами Ильдара ожидают овации от музыкантов филармонии, поклонники и журналисты. Им герой дня расскажет, чем отличается белгородская публика:
«…то тепло души, которое идёт из зала, чувствуется с первых нот. Этот процесс обмена невозможно объяснить, это нужно чувствовать. Это заряжает, и мы хотим отдать ещё больше».
О том, почему принял приглашение приехать:
«Я много слышал о фестивале. На приглашение Борислава я согласился и сказал, что, как только найду время, приеду с удовольствием. Закончился контракт, начинается другой, в промежутке получилось заехать».
И передаст поздравления с 8 Марта для всех белгородок:
«Приехать в потрясающий город, видеть тёплые, улыбающиеся лица в зале – что ещё нужно? Я отношусь к женщинам так, что каждый день – 8 Марта. Ведь мы без вас, девушки, никуда, кому мы нужны? Я рад быть здесь и поздравить женщин Белгорода с праздником».
Послесловие фестиваля № 5
Борислав Струлёв в первые минуты после завершения юбилейного BelgorodMusicFest:
«Время пролетело как минутное забвение счастья. Секунды на сцене – это то, ради чего живём все мы, музыканты. Каждый день в рамках фестиваля происходило просто приношение всем видам искусств. От открытия до закрытия, через шахтёрские тернии и погружения, рекорд за рекордом для всех – и для исполнителей, и для меня. Бах впервые побывал там, где руда. Приехал Ильдар Абдразаков и дал такой феерический концерт. Великий «Дон Карлос» был сегодня – мы оказались практически в миланской опере Ла Скала… Называйте любые залы.+
Спасибо нашему ведущему, моему другу Василию Мичкову, который как будто добавлял газ в воду. Эта газировка – невероятное ощущение того, что делал Василий. Спасибо дирижёру Хосе Луису Гомесу, который остался на весь срок, хотя он очень занятой человек. Он влюбился в регион и говорит, что это какое-то особое место. Он сам из Венесуэлы и поэтому любит ощущение маленького уютного места, где люди по-другому общаются, по-другому разговаривают и детально относятся ко всему. Это очень важно, тем более для музыкантов.
Спасибо губернатору Белгородской области Евгению Савченко за слова, сказанные на открытии, спасибо фонду за веру и поддержку. Спасибо белгородской филармонии и нашей публике. Спасибо, что всё продолжается. Это порыв души и сердца, потому что иначе у нас не получается».
На прощание арт-директор BelgorodMusicFest заверяет журналистов: задумки для следующего, шестого фестиваля, безусловно, есть. Но раскрывать секреты заранее – не в манере Борислава Струлёва.
Международный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» прошёл при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.