bg
bg
menu

Белгородский фестиваль «От классики к джазу» начался!

Приветственное слово Фестивалю «От классики к джазу» Владимира Зотова и Сергея Курганского 18 апреля в третий день Светлой Седмицы (1-й недели после Пасхи) в Большом зале филармонии открылся 1-й Международный фестиваль классической музыки, организованный управлением культуры Белгородской области и Белгородской государственной филармонией при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области.

Короткая официальная часть ограничилась небольшим приветственным словом начальника Белгородского управления культуры Сергея Ивановича Курганского и председателя Фонда развития классического искусства Владимира Фёдоровича Зотова. Последний пожелал белгородцам превратить свой город из «зелёной» и «мясной столицы» региона в региональную «столицу музыкальной классики». Что ж, это пожелание имеет все шансы на наших глазах стать реальностью.

Предоставив право присутствующим в зале губернатору Евгению Степановичу Савченко, Архиепископу Белгородскому и Старооскольскому Иоанну и другим официальным лицам (в их числе членам Попечительского совета Фонда развития) быть просто слушателями, большой (продолжительностью более трёх часов ) концерт начался исполнением сочинения «Святый Боже» для виолончели и хора известного современного английского православного композитора Джона Тавенера (р.1944).

Из шести номеров программы пять (за исключением концерта «Лето» А. Вивальди из цикла «Времена года») были для белгородских слушателей премьерами; из них два (Тавенер в их числе) — премьерами современных сочинений, которые были написаны специально для Борислава Струлёва.

Борислав Струлёв на фестивале «От классики к джазу» в Белгороде

На пасхальное приветствие С.И. Курганского: «Христос воскресе!», зал отозвался дружным «Воистину воскресе!» Трисвятая песнь «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» прозвучала как молитва огромной выразительной силы, как мольба о помощи и спасении. С молитвой «Трисвятое» связывается легенда о чудесном спасении христиан в 5 веке в Константинополе во время землетрясения, когда отроку явились ангелы, поющие песнь троекратного обращения к Богу. Христиане, услышав её, прибавили к пению ангелов слова «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось.

Музыка Тавенера сопровождалась кадрами видеоряда о Святом Белогорье

Наверное, редко у кого не встал комок в горле при звуках истово молящей, то рыдающей, то благодарящей, необыкновенно выразительной виолончели Борислава Струлёва, сквозь которую проступала прошедшая через века суровая и человечная вера молитвы (главный дирижёр хора – Елена Алексеева). Видеоряд к музыке Тавенера – кадры мирной жизни и труда на охраняемой силами небесной благодати земле Святого Белогорья – точно сливался с глубоким смыслом замечательного концертного воплощения православной молитвы.

Международный фестиваль «От классики к джазу» стартовал в Белгороде

В программе, насыщенной головокружительными виражами эпох и стилей – из ХХ–ХХI века — в романтизм, XVIII век и обратно, в век ХIX – Борислав Струлёв познакомил публику с другим, написанным специально для него произведением — Сюитой для виолончели и камерного оркестра современного американского композитора Лу Харрисона (умер в 2003 г.). Исполненные из Сюиты 6 частей – Хорал, Пастораль, Модерато, Элегия, Интермедия, Аллегро – запомнились специфическим колоритом музыкального языка и разнообразными приёмами взаимодействия солирующей виолончели с оркестром.

Борислав Струлёв

Отмеченный отточенностью, виртуозным блеском и идеальным соединением солирующей скрипки (лауреат международного конкурса Анна Боровик) и оркестра под управлением Натальи Боровик концерт А. Вивальди «Лето» был единственным исполнением без Борислава Струлёва, но всецело на уровне мастерства знаменитого виолончелиста.

Международный фестиваль «От классики к джазу». День первый

Никто из слушателей не мог бы сказать, что рассредоточенный в программе романтический «блок» – Октет для струнных Ми-бемоль мажор опус 20 Ф. Мендельсона, Ноктюрн (Адажио) Ф. Шуберта для фортепианного трио соч 1928 г. и Венгерская рапсодия Поппера-Листа – тоже не были для Белгорода открытием.

Большой 4-хчастный классический цикл Октета, написанный Мендельсоном в возрасте 16 лет, благоухает свежестью ощущений, аристократической элегантностью выражения и зрелостью мастерства (великолепная фуга финала, порхающие «эльфовые» темы скерцо и мн. др.).

Международный фестиваль «От классики к джазу». День первый

В звучании соединённых вместе двух струнных квартетов (Вадим Леус, Анна Боровик, Сергей Левченко, Борислав Струлёв – квартет №1 и Наталья Боровик, Диана Хегай, Марина Пейтер, Валерий Михайлов – квартет №2) слушатели явственно и с удовольствием слышали направляющую и доминирующую роль превосходной виолончели Бориса Струлёва работы итальянского мастера конца 18 века Луиджи Пьятеллини.

Международный фестиваль «От классики к джазу». День первый

Зато в изумительно красивом Ноктюрне Шуберта, исполненном Ириной Соколовой (фортепиано, она же – партия клавесина в концерте «Лето» Вивальди), Анной Боровик (скрипка) и Бориславом Струлёвым (виолончель) интонация элегической нежности и умиротворённости, заданная вступлением солирующего рояля, выдерживалась всеми партнёрами идеально. Умение Ирины Соколовой находить безошибочно-точные звуковые решения в музыке любых стилей делает её исключительно ценным и желанным ансамблевым партнёром.

Международный фестиваль «От классики к джазу». День первый

Завершала концерт «Венгерская рапсодия №6» Д. Поппера – Ф. Листа в исполнении Б. Струлёва и оркестра Н. Боровик, сочинение, о котором ведущая Наталья Гирявенко рассказала почти детективную историю, которую, однако, можно и дополнить.

Анна Боровик, Людмила Соколова, Борислав Струлёв

Однажды Борислав услышал эту запись в исполнении выдающегося немецкого виолончелиста Эммануэля Фойермана (1902–1942), в 1933 г изгнанного из Германии за его «нежелательное» еврейское происхождение. Выдающийся солист-виолончелист в 20-е гг. был также участником струнного трио, куда входили скрипач Бронислав Губерман и альтист Пауль Хиндемит, один из самых крупных немецких композиторов ХХ века. С приходом к власти национал-социалистов всем этим музыкантам пришлось эмигрировать, в том числе и чистокровному арийцу Паулю Хиндемиту, женатому на дочери франкфуртского дирижёра-еврея Людвига Ротенбергера певице Гертруде Ротенбергер.

Международный фестиваль «От классики к джазу». День первый

Входящая в репертуар Э. Фойермана эффектная, певучая и виртуозная «Венгерская рапсодия» для виолончели и фортепиано была создана чешским виолончелистом Дэвидом Поппером при жизни Листа и исполнялась им и его женой, ученицей Листа, выдающейся пианисткой Софи Ментер (в 1883–87 гг. – профессором Петербургской консерватории). Позже появились переложения партии фортепиано для симфонического оркестра, но с камерным оркестром Рапсодия Поппера-Листа прозвучала впервые именно на белгородском фестивале.

Международный фестиваль «От классики к джазу». День первый

Овации, устроенные Б. Струлёву принесли в качестве «биса» знаменитого «Лебедя» Сен-Санса (по этому случаю в оркестре появилась арфа Инны Макаренко). Прощаясь, знаменитый гость заметил, что «удивляется выносливости белгородской публики, потому что сам валится с ног от усталости». Однако, это было трудно предположить по его виду — казалось, что Борислав, как античный герой, черпает силы, соприкасаясь со своей виолончелью (в античной мифологии Антей набирался сил, припадая к матери-Земле).

Овации, устроенные Б. Струлёву принесли в качестве «биса» знаменитого «Лебедя» Сен-Санса (по этому случаю в оркестре появилась арфа Инны Макаренко)

На следующем, джазовом концерте фестиваля 21 апреля, белгородцев ожидает встреча с интернациональным составом молодых солистов-исполнителей во главе с Бориславом Струлёвым и в сопровождении Камерного оркестра «Mezzo music» Белгородской филармонии (художественный руководитель – Наталья Боровик).

 

Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Дмитрия Межевикина)

Источник «Афишка31»

Copyright © 2012 - 2018
Обслуживание сайта: Спутник Медиа