Борислав Струлёв: человек, раздвигающий горизонты
18, 21 и 25 апреля в Белгороде проходит 1-й Международный музыкальный фестиваль «От классики до джаза». Накануне открытия один из организаторов и главных участников music-fest’а Борислав Струлёв дал эксклюзивное интервью журналу «Афишка».
Почему Белгород выбран местом проведения нового фестиваля? Да потому что Белгород «созрел» для таких больших международных музыкальных праздников серьёзного искусства. Здесь есть все условия: прекрасно воспитанная, отзывчивая, доброжелательная публика; замечательное огромное новое здание филармонии; «добрая воля» первых лиц белгородской власти и руководителей белгородской культуры; спонсоры, желающие и умеющие вкладывать деньги в развитие классической музыки, и, наконец, люди, — белгородские музыканты, чей профессиональный уровень я оцениваю очень высоко и поэтому с радостью согласился сотрудничать.
Особо хочу заметить, что белгородские музыканты живут здесь не потому, что не могли бы найти работу в столицах или более крупных городах, а потому что понимают, что в Белгородской филармонии они имеют все возможности для профессиональной самореализации.
И потом, музыка ведь должна существовать везде, где живут люди, это часть их жизни, будь то Сочи или Ханты-Мансийск, Белгород или Белгородская область. Ведь провинциализм или столичность — это понятия не географического, а духовного порядка. Работая при подготовке программ фестиваля с Камерным оркестром Натальи Боровик, или Камерным хором Елены Алексеевой, я это хорошо почувствовал. Я глубоко удовлетворён высокопрофессиональным уровнем белгородских музыкантов.
«Дух дышит, где хочет», — говорил Альфред Шнитке. В Белгородской филармонии он жив, но Дух умирает там, где царят самоуспокоенность, пиво, узко-клановые и меркантильные интересы, и, напротив, расцветает в атмосфере поисков и творческой требовательности. Последнее я увидел в Белгороде, и поэтому сотрудничаю с руководителем Камерного оркестра филармонии Натальей Боровик, инициировавшей этот фестиваль.
О его проведении была договорённость год назад и в связи с этим мне предстоит пробыть в Белгороде около двух недель. Единственное, о чём я жалею, что пока мало соприкасаюсь с музыкальными учебными заведениями города. Помимо филармонии, я и мои белгородские друзья-музыканты проведём благотворительные концерты, в частности, для больных детей, здесь это традиционно для пасхальных недель.
Приглашение в Белгород я принял ещё и потому, что это — современный, чистый, европейского типа город. На этой земле проходило одно из самых кровопролитных сражений 2-й мировой войны, и эта историческая память здесь свято чтится. Неустанный труд вот уже третьего поколения белгородцев, живущих без таких страшных потрясений как война, превратил эту землю в привлекательный, зелёный, цветущий уголок нашей планеты.
И после достижения определённого уровня достатка следом должно наступить время нескончаемой, неутоляемой жажды полноты духовной жизни. Сегодня это время для Белгорода пришло. И сегодня от нас, музыкантов, зависит сделать так, чтобы людей не отпугивали, а интересовали слова «музыкальная классика». Сегодня, наряду с академическими формами музыкальной жизни, возникают новые возможности соединения искусств, которые показались бы невозможными в ХХ веке.
Конечно, я, в первую очередь, — академический музыкант, виолончель — моя душа, мой язык, моё лучшее «я». Великий Мстислав Ростропович поднял виолончель как концертный инструмент на недосягаемую высоту, но сегодня другое время, которое испытывает нас, академических музыкантов, на верность идеалам классики и, одновременно, требует идти вперёд, на поиски новых путей.
Концепция фестиваля — он планируется ежегодным, поскольку имеет поддержку Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области — мне представляется как выведение Белгорода на орбиты мировой музыкальной жизни. Фестиваль — это всегда исполнения малоиграемых произведений, премьеры недавно написанных или написанных специально для этого фестиваля сочинений, это знакомство с исполнителями мирового уровня, так сказать, мастер-классы в действии, вовлекающие в сферу высокого искусства – от классики до джаза – самые широкие массы слушателей.
Скоро из Нью-Йорка и Москвы приедут мои друзья-музыканты (замечу, добираться из Америки в Белгород им предстоит около двух суток), участники второго и третьего – джазовых – концертов.
Кстати, интерес к ним очень велик — билеты давно раскуплены. Моя виолончель здесь не во фраке, а в довольно свободных одеждах выступит в интригующих сочетаниях с баяном (Айдар Гайнуллин), джазовым вокалом (Антуанетт Монтегю), саксофоном (Яков Мейман), скрипкой (Анна Боровик), симфоджазом братьев Ивановых и двумя разными филармоническими оркестрами под управлением Натальи Боровик и Дмитрия Филатова. И это только начало того, что я хотел бы показать в Белгороде из моих уже осуществлённых или осуществляемых проектов, где виолончель выступает в союзе с жанрами искусства театра и кино, джаза в стиле Джанго Рейнхардта и танго, даже в союзе с художественной гимнастикой, стыкующей спорт и танец.
Но, повторюсь, я был и остаюсь академическим музыкантом, а желание идти в ногу со временем, постоянные поиски современного в искусстве идёт, наверное, из детства, от очень доброжелательного отношения ко мне Тихона Николаевича Хренникова.
Именно тогда я, ученик ЦМШ при Московской консерватории, воспитываемый на Вивальди и Боккерини, стал играть очень отличную от XVIII века музыку современных авторов, в частности, сочинения Тихона Николаевича. И потом, я — из артистической семьи, мой дедушка был певец в диапазоне от песен до оперы, дядя — артист и певец Олег Анофриев, родители — музыканты. Моей маме, профессиональной пианистке Марине Владимировне Струлёвой, её бережной заботе, я в решающей степени обязан своим музыкантским становлением. В смутные 90-е годы она увезла меня в Америку, чтобы растить из меня профессионального музыканта. Теперь я мечтаю привезти её в Россию, чтобы показать ей, как меняется страна, мечтаю дать наш совместный концерт в зале Белгородской филармонии.
Специально для А-фишки, с Маэстро беседовала Нина Синянская (фото Дмитрия Межевикина и Виктора Замалина)
Источник «Афишка31»