С 27 февраля по 7 мая 2016 года в Белгороде пройдёт международный фестиваль Belgorodmusicfest «Борислав Струлёв и друзья», который ежегодно собирает на своей сцене лучших музыкантов мира. Мы побеседовали с идейным вдохновителем, музыкальным директором фестиваля, московским музыкантом, виолочелистом Бориславом Струлевым, который не только организует это масштабное событие, но и является исполнителем мирового уровня.
— Что по вашему талант? Это дар или результат долгих и изнурительных занятий?
— Талант — это дар, с которым человек рождается. Главное, не зарыть в землю, раскрыть, развить и показать его людям, сделать с помощью своего таланта мир лучше. Можно, конечно, не имея таланта, просто научиться играть и за 10-15 лет стать виртуозом, но талант это нечто большее, чем техника игры.
— Музицирование в одиночестве или перед большой аудиторией чем-то отличаются для вас? Или же вы постоянно находитесь в творческом «трансе»?
— Ну, конечно, это одно из условий все-таки быть в «трансе» от музыки композитора, звуков, гармонии. Если этого нет, то нет ничего! Я одинаково «выкладываюсь» и в больших, и в малых залах. Даже если бы я играл перед одним человеком, я бы «выложился» по максимуму.
— Что вы слушаете? Ваш плей-лист столь же разнообразен и эклектичен, как ваше творчество?
— Я люблю разнообразие, сумасшедшие контрасты и слушаю все! От электроники до фадо, от греческого композитора Вангелиса с кем мне посчастливилось поработать, до блюза. Что и говорить, я постоянно нахожусь в поисках свежей музыки!
— На своем творческом пути вы сотрудничали со множеством великих музыкантов, настоящими метрами, каково это?
— Это истинные минуты счастья! В такие моменты ты как бы проживаешь целую жизнь. Мне сложно кого-либо выделить, эти музыканты все особенные, все очень талантливые и я рад, что мне удалось творить вместе с ними: мой друг, легендарный пианист Byron Janis, с которым я дебютировал и Карнеги-холл, много играл и работал, многому учился; Roger Kellaway — гениальный джазовый пианист, композитор, который много написал для меня. Eddie Daniels — лучший джаз-кларнет мира, и, конечно, мой любимый Michel Legrand, и ещё много-много других музыкантов.
— Безусловно, вы первопроходец во многих направлениях. Вы первый человек, который начал играть на виолончели джаз, выступать в театральных проектах, работать с поп-исполнителями, соединять виолончельное исполнение с электроникой. Чувствуете на себе груз ответственности?
— Да конечно, это всегда борьба с закостенелым форматом. Пробовать что-то новое, когда мало, вообще, кто разбирается в музыке. Да еще и делать что-то впервые — это всегда взрыв! Гений Шнитке взрывал мозги советского народа, а сейчас это уже классика. Теперь пришло время боготворить его мастерство, а не осуждать как раньше! Всем рулит время, время все меняет…
— Критиковали ли вас за ваш выход за рамки классического стиля?
— Да, все время. Но я говорю: «Хорошо, не слушайте те мои проекты, которые вам не понятны, идите на мой YouTube канал, найдите классику, в моем исполнении и слушайте то, что вам нравится! Там миллион видео, наслаждайтесь! А я нахожусь в процессе, дайте мне творить». И кстати, если есть неоднозначная реакция, то значит, все не зря! Мне вспоминается случай из музыкальной истории, когда-то перед подписанием контракта, менеджер великого Григория Пятигорского попросил показать заметки в прессе, Григорий показал. Посмотрев, менеджер спросил: «А где же критика? Вы дали только положительные рецензии? Великий артист не может иметь только хорошие отзывы. Значит, что-то тут не то!». Мне это запомнилось.
— Что можно сказать о классической музыке сегодня? Принесет ли новое поколение громкие имена?
— Я бы сказал так: «Скажи мне кто твой спонсор и я скажу какой ты музыкант!». Сейчас все очень поменялось и, конечно, если ты только хорошо играешь и очень талантлив, то далеко не уедешь и мегапопулярным не станешь. Время прошло, надо быть менеджером, PR-агентом, продюсером — все в одном лице.
— Что делает музыканта музыкантом с большой буквы?
— В самом деле очень важна дисциплина и ответственность, при этом неплохо иметь бы слух и вкус, а ещё лучше, если у музыканта есть чувство ритма. Было бы настоящей удачей, если есть талант. Ну, и совсем здорово, если музыка, это то, без чего тебе, в принципе, невозможно жить (смеется)!
— Вы работали в огромном количестве проектов. Как вы принимаете решение об участии в том или ином?
— Всегда интересно, куда приведет тот или иной эксперимент. Мне нравится вводить виолончель в театр — Казанова цветаевой с Евгением Князевым, «Виолончельные Басни Крылова» с Вячеславом Невинным младшим, «BasniCello» с Владом Маленко, с уникальным Александром Филипенко.
— Как формировался ваш стиль? В какой момент пришло осознание, что можно соединять, казалось бы несоединимые вещи?
— Это как в кулинарии, есть выражение «гурмэ» — соединение разных вкусов. Мне надоел бизнес-ланч и картошка, захотелось развить вкусовые ощущения. «Гурмэ» может быть и в музыке!
— В чем посыл фестиваля BelgorodMusicFest? Это стремление популяризовать музыку, сделать ее доступной или же попытка привить вкус?
— Это показ лучших музыкантов мира, это праздник, это торжество культуры и музыки, это BelgorodMusicFest! По поводу вкуса или цвета, тут уже вопрос к публике — приезжайте, послушайте, посмотрите, пообщайтесь! Кстати, в Японии после концертов иногда раздают вопросы и публика пишет своё мнение об услышанном и увиденном. Как вам солист? Как соната? Как звук? Как эта часть или эта? Как инструмент? Много-много вопросов, народ пишет и отвечает! Даже профессиональные критики не нужны.
— Виолончель не самый «массовый» инстурмент, как вам удается собирать тысячи поклонников на своих выступлениях?
— Виолончель «массовый» инструмент! Потому что существуют разные подачи и жанры! К примеру, я провел открытие нового HOFF-теннисного турнира на стадионе при поддержке компании HOFF. Я позвал моего друга — лучшего битбоксера в мире и под оркестр мы «взорвали» стадион!
— Каждый год из различных училищ, консерваторий выпускаются сотни музыкантов. Где они? Как не затеряться в толпе и сохранить свою индивидуальность, свой темперамент? Есть ли у вас секрет успеха?
— Работать, работать, работать, работать и еще раз работать! Не бойтесь, довертесь себе, экспериментируйте, развивайтесь! Ищите вдохновение в себе и в окружающем мире. Будьте самим собой! Создавайте свой мир музыки!
— Вы не только играете, но и организовываете благотворительны концерты, ищете новые имена. Это еще одна форма самовыражения?
— Да, мне нравится организовывать не просто концерты, а акции. Например, недавно я на концерте в Нью-Джерси подружил два благотворительных фонда — «Оранжевый пингвин» в лице Ирины Кузнецовой и фонд «Настенька» в лице Джамилы Алиевой. Фонд «Оранжевый пингвин» вручил мне на концерте необходимый медицинский прибор, который я передам «Настеньке».
Источник: http://artmoskovia.ru/borislav-strulyov-violonchel-massovyiy-instrument.html