bg
bg
menu

Элиас Файнгерш: Белгород – замечательный город, но ему сильно повезло, что BelgorodMusicFest происходит именно здесь

86325_330Уникальный музыкант, модернист и импровизатор, единственный в мире исполнитель соло на тромбоне пьесы Равеля «Болеро» написанной для целого оркестра, Элиас Файнгерш рассказал корреспонденту ИА «Бел.Ру» о том, как и почему он оказался в Белгороде.

Файнгерш – отчаянный экспериментатор. Во время его концерта звучит не только тромбон, появляются звуки, музыкальные фразы и целые мелодии, которые повторяются, варьируются и сливаются в полифоническое эхо. Каждое его выступление – это целый спектакль, в котором переплетаются музыка, поэзия, импровизация, драматургия, где он легко перевоплощается то в клоуна, то в мима, становится то драматическим актером, то вновь музыкантом. И теперь этот уникальный человек приехал в Белгород, чтобы выступить на фестивале BelgorodMusicFest.

ИА «Бел.Ру»: Вы играли на мировых сценах, а тут провинциальный город. Почему именно Белгород?

Элиас Файнгерш: Мировая сцена – это не всегда то место, где она находится. Мировая сцена – это то, куда тебя приглашают. И вот, когда Борислав Струлёв позвонил и сказал, что хочет, чтобы я играл на фестивале, я согласился. Уровень фестиваля очень высокий, если думать о творческой стороне, о стороне искусства, о тех людях, которые играют, что они играют и как они будут это делать. И в плане организации это сделано на высшем мировом уровне. Мы ещё не сыграли, но пока то, что я видел… я могу сказать, что это очень и очень высокий уровень. Поэтому, если людям поступает такое предложение, грех отказываться, надо брать и делать. Организация фестиваля совершенно потрясающая, я говорю это из личного опыта, потому что был на других фестивалях и знаю.

ИА «Бел.Ру»: Я люблю джаз, но абсолютно не представляю, как туда может вписаться тромбон…

Элиас Файнгерш: Ну как раз в джаз тромбон замечательно вписывается. Но я не совсем играю джаз, я играю свою музыку, которая очень сильно пересекается с какими-то элементами театра, драмы… Как-то в эту сторону. И то, что я делаю, всегда понятно. Для меня это очень важный момент, чтобы меня понял любой человек: это может понять человек в Нью-Йорке, в Зимбабве, и в Белгороде, и где угодно. То есть это была моя какая-то такая цель – сделать язык, который был бы понятен для всех, потому что в языке музыки, сценическом языке по определению заложено то, что человек может понять, о чём идёт речь. Весь мир любит «Битлз», многие даже не понимают языка, о чём они поют, но всё равно это им нравится, заходит в душу. И классическая музыка точно так же! Может быть, не знаешь анализ форм, почему здесь так, сколько частей, какая тема, какая разработка, но ты сидишь и чувствуешь, что тебя что-то трогает, что тебя что-то берёт. И я старался в своей колее найти что-то такое, что людям было бы понятно. И в том, что я делаю, очень много юмора. Я люблю юмор. Поэтому музыка переплетается с чем-то таким комедийно-клоунским. Сборная солянка получается.

ИА «Бел.Ру»: Интересно, а что Вы слушаете в обычной жизни?

Элиас Файнгерш: Вы знаете, я люблю слушать хорошую музыку. Когда я говорю «хорошую», я имею в виду исполнение. Это может быть джаз, это может быть классическая музыка, современная классическая музыка, это может быть народная музыка – есть очень много интересных вещей. Но, чтобы это было на высоком уровне, чтобы высокий класс исполнителей был, потому что я страшно не люблю музыку в ресторанах. У меня профессиональная аллергия. Или мы разговариваем, или слушаем музыку. Не надо мешать одно с другим. Такая вот у меня специфика.

ИА «Бел.Ру»: У каждого музыканта есть своя история, связанная с выбором инструмента. А почему Вы выбрали тромбон?

Элиас Файнгерш: Это тромбон выбрал меня. Я учился в школе, в десятилетке в Москве, и мой друг занимался на тромбоне. И как-то он стоял в коридоре с инструментом и ждал своего урока. Я с ним тоже стоял и попросил дунуть. И он дал мне дунуть, я дунул и в этот момент шёл педагог. Он услышал это и спросил: «Ты когда-нибудь играл на тромбоне?». «Нет, вот сейчас первый раз», – сказал я. Он попросил меня зайти в класс, я зашёл, подул ещё, потом он пригласил туда ещё народ. И среди них был педагог, по-моему, трубач, он послушал-послушал и сказал, что я тромбонист от Бога. И вот у меня так: раз уж он сказал, значит да, значит всё, надо заниматься. Вот так вот я дунул и присосался. С тех пор я с тромбоном.

ИА «Бел.Ру»: Как вы оказались участником фестиваля?

Элиас Файнгерш: Мы как-то встретились с Бориславом Струлёвым в Нью-Йорке много лет назад. И мы учились вместе.

Борислав Струлёв: Мы были студентами.Джин Прицкер, который делает аранжировки для митрополита Белгородского и Староосколькоского Иоанна – это одноклассник Элиаса. Питерский композитор, репер, рокер, диджей, композитор, который написал музыку для фильмов «Парфюмер», «Облачный атлас» и других. Мы, россияне, которые учились на полных стипендиях, добились чего-то такого невероятного на западе, в тяжелейшее время. Приехал – учись. Всё, все равны. Раньше было так: спускающийся с трапа самолёта мальчик или девочка без скрипки – значит, пианист, потому что всё было пропитано музыкой. А сейчас жизнь поменялась. Поэтому все мои люди – это огромный радиус. Мне нужно было открытие, уникальность. Человек будет играть открытие «Болеро» Равеля один. Один сыграет то, что сделано для ста человек оркестра. Записывая, делая ритм…

Элиас Файнгерш: Да, то, что Борислав собирает такой народ – это совершенно потрясающе. Белгород – замечательный город, но ему сильно повезло, что фестиваль просходит именно на этой территории. Я говорю совершенно искренне, потому что это далеко не частое явление, и звёзды должны ещё правильно сойтись. И то, что Борислав делает в Белгороде – это большая удача.

ИА «Бел.Ру»: Как вам работать с таким разноплановым коллективом, который собрал Борислав?

Элиас Файнгерш: Ой, с удовольствием! Это как дома, это родное! Потому что люди понимают, с людьми просто разговаривать, мы говорим с ними на одном языке. Все понимают, где можно рискнуть… Всегда можем договориться, потому что мы понимаем, о чём идёт речь. Это очень приятно.

Справка. Фестиваль BelgorodMusicFest«Борислав Струлёв и друзья» был создан при содействии Фонда развития классического музыкального искусства в 2012 году. Он проходит в Белгороде уже в третий раз. Всемирно известный виолончелист Борислав Струлёв является бессменным музыкальным директором и инициатором создания фестиваля.

Беседовала Виталина Скрипина

Источник: Белру

Copyright © 2012 - 2022
Обслуживание сайта: Спутник Медиа