Фестиваль BelgorodMusicFest-2018 «Борислав Cтрулев и друзья» открыт!
24 февраля 2018 года в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся первый вечер долгожданного фестиваля BelgorodMusicFest-2018 «Борислав Струлев и друзья», уже 7 раз собирающего своих поклонников при поддержке «Фонда развития классического искусства».
Концерт открытия сразу же обозначил размах, масштабность, серьезность и юмор грядущего мероприятия, которое, по словам ведущего — народного артиста РФ Владимира Березина, — уже получило широкое международное признание.
Высокий статус события подчеркнуло присутствие губернатора области Е. С. Савченко и Митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна, а также приветственное слово начальника Управления культуры Белгородской области К. С. Курганского, который выразил напутствие участникам и слушателям фестиваля. Директор БГФ С. В. Боруха произнесла слова признательности спонсорам и партнерам фестиваля: Белгородской государственной универсальной научной библиотеке, Художественному музею, Музею-диораме, Театру кукол, ТРК «Мир Белогорья», белгородским СМИ.
В своем обращении лидер фестиваля Борислав Струлев выразил благодарность своим друзьям — участникам фестиваля, а также губернатору области Е. А. Савченко: «Спасибо, что Вы в нас поверили семь лет назад!» Также было показано видеообращение фестивалю посла Исландии в России. С этой северной страной фестиваль связан творческими узами и планами.
Гости нынешнего фестиваля — уже полюбившиеся белгородцам артисты: помимо самого вдохновителя фестиваля Борислава Струлева (обладатель премии 2017 года «Инструменталист года») ими стали лауреат международных конкурсов Анна Боровик (скрипка), лауреат международных конкурсов пианистов им. А. Н. Скрябина, Международного конкурса пианистов им. Jose Iturbi в Валенсии, Международного конкурса пианистов в Глазго Дмитрий Каприн, дирижер Аркадий Лейтуш.
Настрой всем мероприятиям фестиваля безусловно задан творческим имиджем, дружеским посылом самого Борислава Струлева («Человек-праздник!» — подчеркнул ведущий концерта В. Березин), связанного с участниками фестиваля помимо творческих, дружескими узами.
Как и в прошлые годы, фестиваль пройдет в несколько этапов, в этом году запланировано сразу 6 разножанровых мероприятий. Нынешний, седьмой по счету фестиваль, — пора зрелости. 7 лет на Руси всегда были возрастом перехода к отрочеству, сознательной взрослой поре. Таким же серьезным, склоняющим к размышлениям оказалось и начало фестиваля, богатое музыкальными открытиями и премьерами. «Как и в прошлые фестивальные годы. обязательным условием концертной программы должна оставаться оригинальность», — отметил ведущий.
Программа I отделения открылась «Гимном Фестиваля молодежи и студентов» И. Крутого, произведением, премьера которого состоялась на церемонии открытия Фестиваля в Сочи в 2017 году. Тогда на стадионе перед взорами молодежи всего мира солировал Борислав Струлев в сопровождении симфонического оркестра. Так было и на этот раз. Гимн сразу же стал тоном всеобщего доверия, искренности, любви и тепла, а также подчеркнул объединяющую и созидающую роль России в современном мире, ее распахнутость навстречу всему новому передовому как в жизни, так и в искусстве.
Последующая за этим мировая премьера — поэма А. Скрябина «К пламени», изначально созданная для фортепиано, в оркестровке А.Лейтуша продемонстрировала современность звучания музыкальной классики. Симфоническое звучание воссоздало образ очищающего огня и некого «духовного горения», чем закрепило высокий тон концерта. Белгородский оркестр под руководством А. Лейтуша звучал удивительно красочно, инструментовка этой поэмы наверняка станет важным этапом популяризации наследия позднего этапа творчества русского композитора.
Следующий опус — концерт Л. Бетховена для скрипки, виолончели и фортепиано с оркестром (солисты: Анна Боровик, Борислав Струлев, Дмитрий Каприн) продемонстрировал возможности классики как диалога прежде всего между солирующими инструментами, солистами и оркестром и, что немаловажно, — прошлого и настоящего. Концерт был исполнен на высочайшем уровне ансамблевой игры, музыканты продемонстрировали современность звучания бетховенской образности — героики, лирики, драматизма.
Еще один номер программы (снова — мировая премьера) также не оставил в зале равнодушных. Им стал финал из «Трио для фортепиано, скрипки и виолончели» № 2 (Памяти Соллертинского) Д. Шостаковича (оркестровка А. Лейтуша).
Произведение, созданное в годы Великой Отечественной войны как отклик на потерю близкого друга композитора, выдающегося эрудита, человека энциклопедических знаний, в дне сегодняшнем прозвучало также актуально. Образы зла (созданные композитором на основе мотивов еврейских национальных танцев) заставили вспомнить о трагических страницах истории Белгорода и страны, а также о хрупкости нашей мирной жизни в дне сегодняшнем.
Завершением I отделения стало исполнение Musica from Cinema Paradiso Э. и А. Морриконе в оркестровке А. Лейтуша — (очередная мировая премьера — с солирующими скрипкой, виолончелью и роялем (А. Боровик, Б. Струлев, Д. Каприн). Произведение, преисполненное романтическими образами Венеции, моря, любви, перенесло слушателей в мир современных джазовых созвучий.
Таким образом, и солисты, и оркестр БГФ под управлением Аркадия Лейтуша продемонстрировали виртуозное владение музыкальными стилями различных эпох, точное взаимодействие с дирижером, высококлассную ансамблевую игру.
Музыка — объединяющая времена и континенты, стили и направления, и что самое главное — души и сердца людей — таким был посыл I отделения концерта и, мы уверенны, всего фестиваля.
Второе отделение «П. Чайковский. Метаморфозы» буквально сразило слушателей шквалом эмоций, смелых сценических решений. Литературно-музыкально-театральная композиция, посвященная жизни и творчеству П. И. Чайковского, ярко воплотила идею Б. Струлева о близости всех видов искусства, иллюзорности границ между ними.
Роль гениального русского композитора блестяще исполнил артист Московского Художественного Театра им. А. П. Чехова Павел Ващилин, необыкновенно точно передав особенности характера, темперамента композитора, а также манеру поведения интеллигента позапрошлого века.
Благодаря мастерству музыкантов-солистов и оркестрантов, видеоряду и оригинальному режиссерскому решению, зрители на время стали современниками П. И. Чайковского, перенесясь в век XIX. Все отделение звучала исключительно музыка П. И. Чайковского.
Вместе с участниками действа присутствующие пережили и моменты создания композитором музыкальных произведений («Ноктюрн для виолончели с оркестром» в исполнении Б. Струлева), и перипетии личной судьбы композитора (вступление к опере «Евгений Онегин»), и триумф композитора в США на открытии «Карнеги-холла», где Чайковский был единственным приглашенным европейским композитором («Коронационный марш»), а также иллюстрацию неприятия творчества композитора современниками (финал Концерта № 1 для фортепиано с оркестром в исполнении Дмитрия Каприна и оркестра БГФ, Вальс из балета «Лебединое озеро»).
Жизненный финал композитора был передан финалом VI симфонии. А духовный светлый итог его жизни — фрагментом финала IV симфонии.
Также прозвучали «Размышление», «Трио памяти великого художника». Актерский монолог был составлен из писем Чайковского к брату Модесту и к своему меценату — Надежде Филаретовне фон Мекк. Эта переписка, имеющая исповедальный сверхдоверительный характер, произвела на зрителей особо трогательное впечатление.
Дух эксперимента, воздаяние дани памяти нашему великому соотечественнику, сосуществование всех видов искусств в едином идейно-образном порыве, взаимопроникновение искусства и самой жизни, — вот главный посыл этой части программы, итог которой можно выразить словами самого композитора: «Музыка — исповедь моей души».
Выступление в III отделении народной артистки СССР и Грузии Нани Брегвадзе, обожаемой и боготворимой многими поколениями слушателей, под аккомпанемент Александра Сариева раскрыло перед зрителями целый пласт русской и грузинской романсово-песенной культуры. Именно благодаря этой певице жанр старинного романса вышел на широкую эстраду Советского Союза.
Прозвучали всенародно любимые романсы «Снова пою», «Романс о романсе», «Но я Вас все-таки люблю», песня из кинофильма «Мелодии Верийского квартала». На белгородской сцене в этот вечер звучало пение сразу трех поколений семьи Нани Брегвадзе. Вместе с дочерью Экой Каталадзе певица исполнила романсы: «Скажи мне, что любишь меня», «Я Вас любил» (муз. Шереметьева, сл. Пушкина). В «Грузинской песне» Нани Брегвадзе сама аккомпанировала за роялем дуэтному пению с дочерью. Внучка певицы Наталья Кутателадзе, студентка американской школы искусств «Джульярд», прислала свое видео-приветствие фестивалю, а ее удивительное пение зал услышал в видеозаписи.
Глубина и красота отечественной и грузинской романсово-песенной культуры, как и воочию представленная творческая преемственность поколений этой удивительной семьи стали огромным искренним сердечным подарком белгородским слушателям. Певица, ее блестящий аккомпаниатор Александр Саджев, аккомпанировавший еще пению Аллы Бояновой и Изабеллы Юрьевой, были буквально засыпаны цветами поклонников под несмолкающие овации.
Необыкновенно трогательным финалом отделения и всего концерта стало исполнение «женской молитвы» (по словам самой Нани Брегвадзе) — всенародно любимой песни «Снегопад» (муз. А. Экимяна, сл. А. Рустайкиса), а также не менее популярной песни из репертуара ансамбля «Орэра», в котором начиналась вокальное творчество певицы, — «Тбилисо» (муз. А. Логидзе, сл. П. Грузинского).
В этой песне партию третьего голоса исполнил сам Борислав Струлев на виолончели, тем самым замкнув теплый уютный круг своих друзей, создавших для нас этот удивительный вечер.
Шквал аплодисментов, бесконечная благодарность слушателей любимой певице за высочайшую планку вокальной и человеческой культуры, которую Нани Брегвадзе уже много лет несет на отечественной эстраде, стали итогом этого потрясающего незабываемого удивительного концерта.
Красочно, броско и эффектно фестиваль BelgorodMusicFest-2018 «Борислав Струлев и друзья» начался! В добрый путь, Фестиваль!