III BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: День второй
12 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии во втором фестивальном концерте под названием «Король скрипки» выступил знаменитый венгерско-цыганский скрипач Роби (Роберт) Лакатош со своим ансамблем. На концерте присутствовал губернатор Белгородской области Евгений Степанович Савченко.
Похоже, что арт-директор BelgorodMusicFest’а Борислав Струлёв, радуясь
своему взрослеющему фестивалю, уже сделал правилом каждый раз предлагать
публике знакомства с новыми эксклюзивными музыкальными ансамблями. В прошлом году
это был московский оркестр «Папоротник», от музыкальных узоров которого
фестивальная публика замирала в восхищении. В этом году — знаменитый ансамбль
(тоже состоящий из пяти музыкантов, не считая руководителя) Роби Лакатоша.
Второй день фестиваля можно было бы назвать праздником
небольших оркестров и их царицы — скрипки, причём в том её изначальном народном
варианте, который, к счастью, дошёл до наших дней благодаря
энтузиастам-мастерам народного скрипичного исполнительства из стран Восточной
Европы.
Целый час до начала концерта в фойе филармонического Большого
зала играл студенческий струнный оркестр «Tutti» под управлением Светланы
Долгачёвой Белгородского государственного института искусств и культуры. А во
втором отделении фестивального концерта поддерживать и сопровождать ансамбль «короля
скрипки» вышел камерный струнный оркестр «Mezzo music» под управлением Натальи
Боровик.
Выступления Роби Лакатоша и его ансамбля по силе
впечатления были сравнимы со стихиями природы — огня, воды, ветра, ибо эмоциональная
выразительность исполнения, казалось, находятся на том пределе, за которым «nec
plus ultra» (лат. — дальше нельзя).
Благодаря фестивалю Борислава Струлёва, Белгороду повезло
услышать великолепную живую традицию народной скрипичной игры, что называется, «из
первых рук», от того, в чьей крови живы более чем двухвековые традиции
народного цыганского скрипичного исполнительства; от того, кто является прямым
потомком легендарного цыгана-скрипача Яноша Бихари, чьим цыганским оркестром
восхищались Бетховен и Лист.
Это музыка, которая не может не воспламенять, но, быть
может, восторги белгородской публики интуитивно «замешаны» на той земляческой
родственности с артистами – выходцами из цыганской среды, родившимися на
белгородской земле – скрипачом Михаилом Эрденко и артистом-певцом Николаем
Сличенко.
Выступавший в этот вечер не только как виолончелист, но и
в амплуа «Святослава Бэлзы», в роли ведущего Борислав Струлёв обратил внимание
и журналистов (на пресс-конференции), и публики (во время концерта) на два
уникальных «технических» (как он выразился) момента.
Первое — это созданные Р. Лакатошем скрипичные струны,
сделанные из различных материалов, отчего звучание скрипки, без электроусиления,
становится необыкновенно ярким и сочным. Второе — уникальная способность Р. Лакатоша
(«никто так не умеет», как сказал
Борислав) играть пиццикато поочерёдно тремя пальцами в очень быстром темпе,
отчего скрипка начинает звучать гитарой или мандолиной, домрой или клавесином.
Роби Лакатош почти 30 лет (с 1986 г.) живёт в Бельгии,
куда уехал в молодости после окончания консерватории. Там он стал хозяином
ресторана с джаз-клубом, который приобрёл известность среди профессионалов
экстра-класса, таких как, например, Иегуди Менухин. Со своим ансамблем он
гастролирует по всему миру, в последние годы в России — Москва,
Санкт-Петербург, Новосибирск, Ярославль…Выступает на различных, в том числе — джазовых,
фестивалях, на одном из которых познакомился с Бориславом Струлёвым.
Его колоритная внешность напоминает венгерские портреты
19 века, изображающие народных музыкантов в национальной одежде. Особенно
трудно отделаться от ощущения, что перед вами ожившая легенда прошлых столетий,
когда Лакатош играет в стиле венгерской городской народной музыке (вербункош) с
его синкопированными ритмами, интонациями увеличенных секунд, и его
постепенными зажигательными ускорениями или внезапными сменами контрастных
темпов.
Помимо вербункош и цыганского джаза (мануш), белгородцы
услышали виртуознейшее владение стилем старинной венгерской крестьянской
народной музыки (открытой и исследованной в ХХ веке Б. Бартоком и З. Кодаи) с
её очень сложной метро-ритмической организацией. В этом роде была обработана
популярнейшая «Калинка» и прозвучала собственная композиция Р. Лакатоша «Новый
альянс».
Выразительный лирический дуэт Р. Лакатоша и Б. Струлёва
на тему вальса «Муки любви» Фрица Крейслера, самого популярного и очень
любимого публикой американского скрипача австрийского происхождения, выглядел
весьма многозначительным поклоном в сторону скрипичной легенды недавнего
прошлого.
В исполнении завершившей первое отделение «Пассакальи»
Генделя к сложившемуся на предыдущих фестивалях дуэту Анны Боровик и Борислава
Струлёва присоединился и Роби Лакатош и это новое — «шире круг» — было
замечательно интересным.
Впрочем, многие сольные лирические номера в исполнении
Роби Лакатоша и его ансамбля, такие как мелодия М. Леграна «Papa, can you hear
me?» из кинофильма «Йентл» 1983 года были завораживающими островками любви в
пламенном скрипичном вихре этого уникального entertainmentman’а (как назвал его Борислав — человека, который может
заставить вас отдохнуть).
«Король скрипки» и его великолепная «свита» с полной
внешней невозмутимостью и лёгкостью с первых же минут концерта захватили
слушателей своей фантастической техникой, вовлекая их в эмоциональный вихрь
сумасшедших скоростей и потрясающей энергии радости и восторга.
Как и Роби Лакатош, все музыканты ансамбля академически
образованы, но свободно дышат и высокогорным воздухом джаза, цыганского джаза.
Это — опытный Ласло Бони (2-я скрипка) и молодые Ласло Листеш (контрабас) и
Ласло Балог (гитара), фортепианный виртуоз Чеки Кальман.И ещё — Ёне Листеш, впервые давший белгородцам возможность
услышать настоящие венгерские цимбалы с их «шелестящим» и расплывающимся, но,
вместе с тем, сухим и отчётливым звуком. Наверное, сольная «Романеска» для
цимбал в начале второго отделения не одного слушателя заставила замереть от
восторга.
Лёгкость, с которой Роби Лакатош и его ансамбль
импровизируют, понимая друг друга с полуслова, ещё раз показал «бис» — зал последний
раз взорвался аплодисментами, едва зазвучали первые звуки «Я играю на гармошке».
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)
Источник: Афишка31