IV BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» открыт!
Начало весны было ознаменовано значимым культурным событием — 1 марта 2015 года в Большом зале Белгородской филармонии состоялся концерт открытия IV Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья».
Впервые концерты фестиваля будут проходить не три дня, как раньше, а в течение целой недели с 1 по 7 марта. Впервые фестиваль напрямую коснётся Белгородской области — 2 марта Борислав Струлёв, Сергей Дрезнин и Анна Боровик дадут концерт в г. Губкине.
Впервые в фестивальных концертах кроме традиционных филармонических коллективов — Камерного оркестра Mezzo music под управлением Натальи Боровик и Камерного хора под управлением Елены Алексеевой — задействованы орган («Ночной концерт»), симфонический оркестр и оркестр русских народных инструментов. Впервые состоится видеопремьера мюзикла «Екатерина Великая» и встреча с его автором Сергеем Дрезниным.
Важной определяющей особенностью каждого BelgorodMusicFest’а является созвездие прославленных исполнительских имён, премьерных исполнений и те новые увлекательные экспериментальные формы концертных выступлений, с которыми белгородские слушатели вот уже четвёртый год знакомятся благодаря неиссякаемой энергии неутомимого Борислава Струлёва.
Музыкальные праздники такого масштаба ежегодно проходят благодаря поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области, который недавно возглавила директор Белгородской филармонии Светлана Юрьевна Боруха.
Нынешний фестиваль посвящён памяти великих деятелей российской музыкальной культуры Елены Васильевны Образцовой и Святослава Игоревича Бэлзы, участие которых в белгородских фестивалях прошлых лет навсегда останутся незабываемыми страницами его истории.
Перед началом концерта было зачитано приветственное письмо от Фонда Елены Образцовой в адрес Борислава Струлёва, Попечительского совета Фонда со словами благодарности за теплоту и заботу, которой была окружена Елена Васильевна на фестивале в Белгороде в прошлом году.
Участие русских музыкантов-исполнителей мегазвёздной величины — фирменный знак белгородских фестивалей Борислава Струлёва. Таким в этом году стал скрипач Виктор Третьяков (р.1946), одна из легенд советской скрипичной школы, чей блистательный след в современном скрипичном исполнительстве длится вот уже более полувека.
На открытии фестиваля народный артист СCСР, лауреат Государственной премии РСФСР им. М. И. Глинки, профессор Кёльнской Высшей школы музыки, президент Музыкального фонда им. Ю. И. Янкелевича Виктор Третьяков с симфоническим оркестром БГФ под управлением Аркадия Лейтуша исполнил красивейший романтический концерт Макса Бруха, погрузив слушателей в ту гармонию своей исполнительской индивидуальности, в которой соединяются красота звука, редкое чувство меры, благородство, искренность и простота, наряду с мощью и волевым напором.
Слушая в исполнении В.Третьякова Концерт М. Бруха, белгородская публика в полной мере могла ощутить точность одной из критических оценок исполнительского мастерства скрипача — «ему присуща совершенно фантастическая музыкантская воля и завидная способность играть, не давая слушателю возможности отвлечься ни на что, включая оркестр». И оркестр с маэстро А. Лейтушем, словно вторя этим словам, сопровождал солиста очень бережно и с большим пиететом.
Первое — симфоническое — отделение концерта проходило под руководством американского дирижёра русского происхождения Аркадия Лейтуша. Оно включало в себя и дебют на белгородской сцене знаменитого баса, солиста Большого театра, народного артиста РФ Владимира Маторина, и премьеры симфонических аранжировок Аркадием Лейтушем как классики (Чакона ре-минор И. С. Баха и Andante 3-й части виолончельной сонаты С. Рахманинова), так и джаза (пьесы Дюка Эллингтона «Sophisticated Lady» и «I’ve got it Bad»), и фантазию «Песни Победы» Сергея Дрезнина на темы песен Великой Отечественной войны для фортепиано, виолончели и симфонического оркестра.
Главная объединяющая фигура дирижёра Аркадия Лейтуша выступала здесь и в новом качестве композитора-аранжировщика. Ученик выдающегося советского дирижёра Натана Рахлина, Аркадий Лейтуш последние 20 лет живёт в Америке, продолжая дирижёрскую и педагогическую деятельность. Сегодня его называют одним из наиболее одарённых дирижёров среднего поколения, успешно выступающего с оркестрами США, Латинской Америки, Европы.
Исполнение на открытии фестиваля Чаконы Баха в бережно восстановленной Аркадием Лейтушем аранжировке Натана Рахлина, этой мощной и трагически-величественной музыки, прекрасно соответствовало посвящению фестиваля памяти Елены Образцовой и Святослава Бэлзы.
Если «Чакона» впечатляла использованием духовых, особенно медных, в огромном оркестре четверного состава, то сделанная А. Лейтушем оркестровая аранжировка медленной части виолончельной Сонаты С. Рахманинова (солировал Б. Струлёв) была гимном певучей нежности струнных.
Музыка пианиста и композитора Сергея Дрезнина (р.1955) звучала на одном из первых концертов Борислава Струлёва в отсутствии автора. В концерте-открытии IV фестиваля музыкальный Белгород был очарован талантливейшими фантазиями-аранжировоками С. Дрезнина, в которых автор исполнял партию фортепиано — «Песни Победы» для фортепиано, виолончели (Б. Струлёв) и симфонического оркестра и Фантазия «Цирк» на музыку И. Дунаевского из одноимённого кинофильма, исполненного оркестром русских народных инструментов (дирижёр — Евгений Алешников, солист — автор).
Эти фантазии — яркое и современное воссоздание образов ушедшей эпохи, воссоздание, выполненное талантливо и чутко, с большим уважением к оригиналу.
Любящая хорошие голоса белгородская публика ещё в первом отделении в оперных ариях оказала очень тёплый приём знаменитому басу с мировым именем, обладателю мощного голоса густого глубокого тембра Владимиру Маторину.
Ему, великолепному представителю «родины басов», было отдано второе отделение, где певец исполнял русские народные песни в сопровождении оркестра русских народных инструментов под управлением Евгения Алешникова и где восторги публики едва ли не после каждого номера переходили в овации.
Заканчивая первый фестивальный день и дав публике один день для отдыха, арт-директор фестиваля пригласил всех на видеопремьеру мюзикла С. Дрезнина «Екатерина Великая», Просмотр состоится в Большом зале филармонии 3 марта. Начало в 21.00.
Специально для А-фишки, муз. обозреватель БГФ Нина Синянская (фото Антона Черева)