Король скрипки Роби Лакатош исполнил «Песенку крокодила Гены» на BelgorodMusicFest
Второй концертный день III Международного фестиваля BelgorodMusicFest посвящён Королю скрипки. Роби Лакатош поразил зал своей неповторимой цыганской манерой исполнения русских хитов.
Роби Лакатош – один из лучших скрипачей мира. Кто-то сравнивает его с Паганини, кто-то называет «скрипачом дьявола». Никто в мире не играет так, как играет этот харизматичный музыкант. В игре он использует одновременно три струны, имитируя самые разные звуки: от человеческого голоса до трели птиц.
В концертной программе, которую Роби Лакатош и его ансамбль Lakatos представили в Белгороде, он исполнял самые популярные и узнаваемые композиции, добавляя цыганский колорит и внося новые краски в старые мелодии. Здесь впервые зазвучали его фирменные струны«Лакатош», которые он сам придумал и разработал.
Второй день фестиваля открылся авторской композицией музыканта – «Новым альянсом». Её Лакатош сыграл вместе с Ласло Бони – скрипачом, который учился музыкальной игре у отца Роби. Он – вторая скрипка в ансамбле Lakatos и близкий друг самого музыканта.
Об ансамбле Роби Лакатоша можно рассказывать бесконечно. Это коллектив уникальных музыкантов, каждый из которых – признанный в мире профессионал высочайшего уровня: Ласло Бони (скрипка), Ено Листеш (цимбалы), Ласло Балог (гитара), Ласло Листеш (контрабас) и Чеки Кальман (фортепиано). Игра таких музыкантов приятна не только как полифоническое единство, но и как органичное творческое соединение, несмотря на столь разноплановый инструментальный состав.
Немного погодя в зале зазвучала трогательная мелодия «Папа», и зрители замерли. Мягкие клавишные переборы, тонкая игра скрипки – всё это напоминало морские волны, которые то внезапно набегают, то вмиг стихают.
Роби Лакатош действительно редкий в наши дни универсальный музыкант, который искусно играет на чувствах и ощущениях зрителя. Прямой потомок самой известной династии, родоначальником которой был сам Янош Бихари – друг Бетховена и Листа – не даёт гостям концерта расслабиться ни на миг. Только слушатель привык к лиричной, нежной мелодии, как она сменяется быстрой, виртуозной игрой, сравнимой лишь с исполнением самого Паганини.
Музыканты легко импровизировали на классические музыкальные темы, Роби Лакатош то играл, то уходил в тень, давая возможность проявить себя цимбалисту Ено Листешу. Король скрипки то и дело поворачивается к музыкантам, словно говоря: «А теперь вы!». И музыканты начинают творить чудеса. Недаром на этом концерте зрители трижды апплодировали музыкантам стоя. Белгородская публика была по-настоящему в восторге.
Ярким полифоническим акцентом вечера стала знаменитая «Калинка», сыгранная на девять восьмых. Русская музыка в руках Лакатоша зазвучала по-новому, с каким-то свойственным ему одному фольклорным драйвом. «Калинка» на скрипке, контрабасе, фортепиано и цымбале – экзотическое сочетание.
Менее экзотической, но такой же интересной оказалась игра Борислава Струлёва и Роби Лакатоша. Этот номер возник прямо на сцене. Борислав задал ритм, Роби подхватил, и в итоге получилась органичная композиция. Такие яркие импровизации всегда остаются в памяти зрителей, поскольку они рождаются на глазах присутствующих.
«Пассакалья» Генделя ознаменовала окончание первой части вечера. Но и она не была обычной. Несмотря на то, что традиционно эту композицию играют вдвоём, на белгородскую сцену вышли сразу три музыканта: Борислав Струлёв, Роби Лакатош и Анна Боровик.
«Потрясающая игра и потрясающие музыканты! – говорит гостья вечера Елена Зотова, – Я нигде не видела ничего подобного. Чтобы так сыграли нашу «Калинку» на скрипке… Ну это же фантастика какая-то!».
Вторая часть концерта была намного красочнее первой. К главному скрипачу и его коллективу подключился ансамбль Mezzo music. Самой яркой игрой были «Две гитары». Зал стоя аплодировал игре музыкантов и громко скандировал «Браво!». Эта композиция была не только потрясающе сыграна: прожекторы били в такт музыке, стихали и вспыхивали вместе с нотами, что создавало дополнительный эмоциональный фон выступлению.
А вот финал был неожиданным и оригинальным. Все мы представляем себе классические фестивальные концерты практически одинаково и знаем, как выглядят такие финалы. Неожиданных поворотов можно ждать, как оказалось, не только от Борислава Струлёва – музыкального директора фестиваля BelgorodMusicFest, – но и от его друзей. Финальным аккордом второго концертного дня стала песенка крокодила Гены из мультфильма «Чебурашка» – «День рождения». Зал снова взорвался овациями и не утихал почти до самой последней ноты. Борислав Струлёв напоминал музыкантам, что у них скоро поезд и время концерта подходит к концу, но ни зрители, ни лакатошевцы не хотели расходиться.
Напоследок ансамбль Роби Лакатоша подарил белгородцам «Очи чёрные» в своей неповторимой интерпретации. Такого исполнения не ожидал никто: яркие цыганские акценты, резкие переборы фортепиано, мягкие напевы скрипки… Столь неординарный способ исполнения вдохнул новую жизнь в известную композицию.
Все, кто хоть раз видел Лакатоша вживую, могут сказать, что его имидж ничуть не уступает в оригинальности манере исполнения и продуман до мелочей, а главной деталью антуража по праву можно назвать усы скрипача. На вопрос журналистов: «Всегда ли вы находите время, чтобы уложить усы?», Роби улыбнулся и ответил, что это занимает не более пяти минут и он всегда, чтобы ни случилось, найдет на это время.
Но у знаменитого скрипача теперь есть не только фирменные усы, но и фирменные струны. Сразу после BelgorodMusicFest Роби Лакатош едет в Германию, где пройдёт презентация его собственной разработки – особых струн. Борислав Струлёв предложил привезти их на следующий фестиваль в Белгороде, чтобы музыканты лично могли ознакомиться с уникальным изобретением Короля скрипки и опробовать струны в деле.
Виталина Скрипина
Фото автора
Источник: Белру