Мэт Херсковиц: Предложение выступить в Белгороде слишком заманчиво, чтобы отказаться!
Классику, выходящую за рамки академичности, затейливые джазовые аранжировки и экспрессию исполнения готов подарить белгородцам музыкант из Канады Мэт Херсковиц. Пианист, импровизатор и композитор – написано в его биографии. Пианист-виртуоз, непревзойденный импровизатор и талантливейший композитор современности – говорят о нем музыкальные критики.
Увидеть и услышать «живого Оскара Питерсона» — именно так называют Херсковица в музыкальном мире – белгородцы смогут 13 марта на одном из концертов II Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest. Как рождаются его новые сочинения, в какой обстановке он привык заниматься творчеством, Мэт лично рассказал читателям портала Belclassic.ru.
— Мэт, Ваш друг Борислав рассказал нам, что, узнав о фестивале в Белгороде, Вы не раздумывая согласились? Почему? Вы выступаете на главных мировых сценах, откуда такой интерес к российской глубинке?
— Я решил принять участие в белгородском фестивале, потому что меня попросил об этом Борислав Струлёв. А все, что он делает, становится чем-то грандиозным! Я лично в этом убедился после того, как однажды он пригласил меня выступить с ним в джаз-клубе Birdland в Нью-Йорке. Получилась отличная вечеринка под великолепную музыку!
Здесь в Белгороде я смогу предстать перед публикой в различных жанрах: соло, с оркестром, с джазовым трио, в конце концов, выступлю с самим Бориславом и со скрипачкой Анной Боровик – слишком заманчиво, чтобы отказаться! Я с нетерпением жду концерта. Уже 20 лет прошло с моего последнего визита в Россию.
Судя по анонсу в сети, фестиваль будет потрясающим! К тому же, он станет частью культурной олимпиады Сочи-2014. Это весьма почтительно!
— Какие произведения Вы собираетесь представить публике в Белгороде?
— Я хочу выступить с классическими произведениями в своей джазовой аранжировке. Это будут Этюды Шопена, Концерт для фортепиано Шумана и несколько произведений Баха. Также я представлю несколько собственных сочинений: «Месть» Прокофьева (по мотивам его этюда) и «Плач Беллы» – эту песню я написал для мюзикла «Белла, краски любви». Он о жизни великого русского художника Марка Шагала и его жены и музы Беллы. Также я аранжировал песню «Avant», которую написал совместно с поп-дивой Ларой Фабиан, для того чтобы исполнить ее вместе с Бориславом и Анной.
— Пожалуйста, откройте нам секрет. Мы слышали, что специально для нашего фестиваля Вы сочинили новую композицию. Это правда?
— Да, это правда. Борислав попросил меня сочинить оригинальное произведение специально для фестиваля, что-нибудь в русском стиле. И я сочинил.
— У вас есть муза? И есть ли особые приемы, которые помогают написать музыку? Может быть, особое место или определенное время дня и ночи, когда Вам легче всего настроиться…
— У меня есть свой собственный способ работы. В первую очередь я продумываю стиль произведения и только потом ищу вдохновение в этом жанре. Все, что мне нужно, – определиться с темой, после чего произведение рождается быстро и как-то само собой.
Моя музыка – это, в основном, сочетание классики и джаза. Я пишу только то, что я сам слушал бы с удовольствием. Таким образом, моя музыка доступна разнообразной публике. В общем-то, я – мелодист, я сочиняю мелодии, это моя сильная сторона, и я всегда начинаю именно с этого. Будь то лирическая композиция или, напротив, ритмичная, эту мелодию всегда можно напеть.
А вообще, я люблю сочинять ночью. Считаю, что ночь – это время спокойствия и умиротворения. Именно ночью можно выкинуть из головы переживания дня и сосредоточиться на процессе. Я могу сочинять везде. Иногда мне нравится приходить в кафе для того, чтобы творить. Возможно, это покажется странным – наслаждаться работой в шумном месте, но шум мне не мешает вообще.
Еще мне нравится сочинять во время долгих переездов на поезде, особенно на маршруте Монреаль – Нью-Йорк, так как дорога занимает 11 часов. За это время я могу весьма плодотворно поработать, ведь там больше нечем заняться!
— Бывают ли у Вас творческие кризисы, когда Вы не можете закончить композицию? Как Вы с этим справляетесь?
— Я всегда заканчиваю свои произведения, даже когда это трудно. Вдохновение не всегда ходит рядом. И в те моменты, когда оно покидает, необходимо собрать все силы и трудиться до тех пор, пока дело не сдвинется с мертвой точки, а это происходит всегда.
Особенно помогает, когда есть заказ на написание музыки с четко поставленными сроками, и тогда у меня нет другого выбора, кроме как сдать работу вовремя!
Есть у меня партия для струнного квартета, которую я не закончил еще 25 лет назад – у меня просто не было мотивации. А в прошлом году я нашел этот незаконченный струнный квартет и понял, что в нем много отличных находок. Завершить начатое у меня желания так и не возникло, но этот квартет вдохновил меня на написание другого музыкального произведения для струнных инструментов! Ничего не исчезает бесследно – все становится частью процесса создания произведений. Осознание данного факта помогает мне бороться с депрессией, когда вдохновение покидает меня.
— У Вас есть человек, которому Вы первому представляете на суд свои новые произведения? Или же Вы полностью полагаетесь на свой вкус и доверяете только себе?
— Скажем так, я доверяю своему собственному вкусу. Но в моей жизни есть человек, кому я люблю наигрывать свои новые произведения в момент их создания только для того, чтобы понимать, что я двигаюсь в нужном направлении. В любом случае получать объективную оценку от того, кому доверяешь, – всегда прекрасно.
— Вы нервничаете перед выступлениями? Если да, то как с этим справляетесь?
— Нет, я больше не волнуюсь, я привык к сцене. Хотя, немного нервничаю перед действительно грандиозными выступлениями, например, перед концертом в Карнеги-холл – это было волнительно! Живое выступление по ТВ тоже слегка волнительно для меня. Но это не проблема. Когда я на сцене, забываю обо всем.
— Какого зрителя Вы предпочитаете – обывателя или музыкального образованного? И каким, по Вашему мнению, должен быть концерт, чтобы Вы сочли его удавшимся?
— Я предпочитаю зрителя, который просто наслаждается музыкой. Недолюбливаю музыкальных снобов, так как они обычно уже знают, чего ждут от выступления, что хотят получить, и, если что-то идет не так, часто разочаровываются.
Я ценю осведомленную аудиторию, людей, у которых есть опыт слушателя, будь то классика или джаз (или оба этих жанра), но это вовсе не обязательно. Я люблю публику, которая приходит на концерт, отбросив все предрассудки, просто для того, чтобы насладиться отличным выступлением. Ты чувствуешь её положительную энергетику, она передается артисту. Такой зритель обычно не уходит разочарованным!
Источник: Фонд развития классического музыкального искусства в Белгородской области