bg
bg
menu

Музыкальная гармония

В Белгородской государственной филармонии — фестиваль классики и джаза — искусства, лишённого барьеров

img_2133

Международный музыкальный фестиваль «Борислав Струлёв и друзья», так нашумевший прошлой весной и во многом поменявший, казалось бы, устойчивое представление о классической музыке, джазе, блюзе, танго, открылся в Белгороде во второй раз при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. Первый концерт состоялся 9 марта, впереди ещё два выступления праздничного цикла — 13 и 16 марта.

Время, страны, жанры… — границы размыты, едва осязаемы. Точно фантомы, они очерчивают круг фестивального пространства, внутри которого бурлит карнавал. Да-да, именно карнавал, ведь действо и в сакральном смысле практически совпадает с масленой неделей, и в буквальном бесспорно является культурным феноменом с крайне сложным устройством и уникальным содержанием. Он как бушующий поток рушит на своём пути все барьеры, вовлекая всё новых и новых музыкантов и слушателей. А во главе его приведённой в движение махины Борислав Струлёв — виолончелист-виртуоз, руководитель и арт-директор проекта…

Он приглашает и вдохновляет своих друзей — исполнителей экстра-класса — выпускников высших школ музыки, лауреатов первых премий престижных конкурсов, сотрудничавших с музыкальными легендами, — выступить на белгородском фестивале. Россия, Канада, США, Германия — со всего света они спешат в наш город и вместе с Бориславом выходят на сцену, где открывают присутствующим новые грани музыкального искусства, новые возможности инструментов и дарят каждому ощущение счастья. Его друзьями стали и филармонические коллективы, и солисты, получившие удивительную возможность совместных с ними выступлений. И слушатели — восхищённые прошлогодними открытиями, они год ждали концертов, сулящих встречи с уже покорившими их артистами: с самим Струлёвым, баянистом Айдаром Гайнуллиным (Германия), скрипачкой Анной Боровик (Москва) — и теми, кто только покорит… Совсем не удивительно, напротив, закономерно, что название фестиваля изменили: вместо «От классики до джаза» на «Борислав Струлёв и друзья». Суть же осталась прежней — музыка, исполненная только на высшем уровне.

img_2125_261

И вот концерт минувшей субботы «Виолончельное танго». На сцене — Камерный оркестр филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик и Борислав Струлёв. Они предельно сосредоточены, чувствуется крайнее напряжение в синхронности их движений, порванном волосе смычка, выступивших каплях пота… При этом всё «дышит» любовью музыканта к музыке и к слушателю. Звучит невероятной красоты мелодия Palladio (1996) валлийского композитора Карла Дженкинса — самого исполняемого в мире при жизни. И вдруг — на лицах музыкантов радость от разразившихся аплодисментов: ожидания оправданы. И так будет с каждой исполняемой мелодией, но первая всё же запомнится особо — под исключительно прекрасной защитой, а именно так переводится с итальянского название композиции, пройдёт вечер открытия и, возможно, весь фестиваль.

А дальше вторая часть Первого струнного квартета Петра Ильича Чайковского (1871) Andante cantabile. «Одна из чудных страниц русской музыки» открылась и белгородской публике — лирическое откровение прозвучало как самостоятельная пьеса в переложении для виолончели и струнного оркестра, очаровав своим изя-ществом, глубоким бархатным звучанием. За ним — Попурри на темы песен группы «АББА» в аранжировке для виолончели с оркестром Сергея Дрезнина (талантливого пианиста и композитора, также давно сотрудничавшего со Струлёвым) и его же Фантазия на темы Исаака Дунаевского из музыки к кинофильму «Цирк». Всем известные хиты шведской четвёрки и песни из кино, которые давно стали признанно народными, обрели неожиданное, качественно иное звучание (соло на рояле — Денис Блехман).

img_2110

И в завершение первого отделения Mezzo music, Борислав Струлёв и Анна Боровик сыграли Escualo («Акула») Астора Пьяццоллы — страстно, дерзко, так, как, пожалуй, его мог исполнить только сам автор. Именно это танго «великого преобразователя», обогатившего жанр классической полифонией, джазовыми гармониями и превратившего его в искусство, высокую музыку, не так широко известно. Что ж, находки фестиваля не перестают удивлять.
Благодаря Escualo возвели мост из первого во второе отделение, где Борислав Струлёв и столичный «Оркестр «Папоротник» представили оригинальную программу. С ней они выступали на крупнейшем международном фестивале в архангельском «Усадьба. Джаз», на Русском благотворительном балу в испанской Марбелье, Дне города Сочи… И вот теперь в Белгороде. «Оркестр «Папоротник» возник в 1991-м. Музыкантов яркого дарования объединил поиск нестандартного акустического звучания. Они играли со многими выдающимися музыкантами, возможно, вы знаете их совместный с Андреем Макаревичем «Женский альбом». Эксперименты велись с элементами кантри, блюза, джаза, национальной музыки, рока … Не прекращаются они и сегодня. Аккордеонист и главный композитор коллектива Александр Бакхаус, скрипач и бэк-вокалист Александр Антонов, гитарист и вокалист Олег Аряев, контрабасист Денис Шушков и ударник Иван Авалиани — современные участники квинтета. Свои ощущения от «папоротников» Струлёв сравнивает с восторгом от прославленного Цирка дю Солей, говоря, что, слушая их, он ощущает, что по-другому кровь бурлит и жизненные флюиды текут. По его просьбе в рамках фестиваля «Оркестр» приблизил своё звучание к классическому, но синти-элементы всё же присутствовали.
Здесь причудливым образом переплелись виолончельные пьесы Струлёва и некоторые произведения «папоротников» (Fantastisch, Tango Rio, Manifesto of life, Milonga…). Обработанные Бакхаусом Tango-Cafе 1930 из сюиты «История танго» Пьяццоллы, итальянские мелодии, а также версия «Польки» из «Ревизской сказки» Альфреда Шнитке, впервые исполненная на прошлом фестивале Струлёвым и Гайнуллиным, любопытное соединение музыки Иоганна Себастьяна Баха и советской песни…

И главное… Мы вошли в год празднования 70-летия победы в битве на Огненной дуге и освобождения Белгорода. Крупный художник, как известно, не может не откликнуться на подобные события. Лейтмотив войны и вынесенного, выстраданного, выкупленного жизнью и кровью мира проходит через концерт. От Palladio, которое не случайно путают с «Танго смерти», музыки, приобретший зловещий, трагичный контекст… потянется эта линия. Её подхватит родившийся буквально на днях трогательный, пронзительный «Самолёт», который заставит балансировать наше и чувственное, и рациональное восприятие где-то на грани физического конца и духовного бессмертия, вечности. Возникнет и ещё одна тема военного танго, где в противоречия будут вступать перкуссия и виолончель как олицетворение противостояния бессмысленной необходимости воевать и жажды жить, которая пропитывает всё человеческое естество.
Знаменитый джазовый стандарт «Караван» Дюка Эллингтона и Хуана Тизола завершит вечер открытия. Его звуки ещё не смолкнут, а зал разразится овацией. Цветочные потоки устремятся к сцене. А Борислав Струлёв будет благодарить всех своих друзей — музыкантов, слушателей, искренне проникшихся их музыкой, инструмент — диковинную виолончель, которой он благодарен бесконечно…

Фестиваль «Борислав Струлёв и друзья» стал частью Культурной Олимпиады «Сочи 2014» — уникального проекта, объединившего лучшие культурные мероприятия страны и представляющего культурное достояние современной России. Узнать о фестивале, его истории, концертах, музыкантах подробнее, а также поделиться своими впечатлениями о выступлениях можно на сайте belgorodmusicfest.ru.

 

Екатерина ШАРОНОВА,
Михаил МАЛЫХИН (фото)

Источник: Белгородские известия

Copyright © 2012 - 2018
Обслуживание сайта: Спутник Медиа