С 27 февраля по 7 марта международный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлев и друзья» будет громко отмечать свое пятилетие в Белгородской области. Юбилейный год станет знаменательным тем, что организатор фестиваля, виолончелист-виртуоз Борислав Струлев, который выступает на самых крупных мировых площадках, написал саундтрек к фильму Люка Бессона и создает яркие экспериментальные инструментальные шоу, станет первым музыкантом в мире, который сыграет концерт в шахте, на глубине 350 метров. Помимо этого события, публику ждут и другие любопытные сюрпризы и интересные программы. Борислав рассказал «МК», почему интерес к классической музыке не может ослабеть, какие новые ходы можно находить, используя традиционные инструменты, и в чем заключается сверхзадача его фестиваля.
Борислав Струлев. Фото: Виктиор Замалин
— Борислав, вы делаете фестиваль пять лет, это тяжёлый труд. Что вас вдохновляет раз за разом?
— Я обожаю демонстрировать таланты моих друзей со всего мира, а также находить ранее не известных мне уникальных исполнителей и приглашать их на фестиваль в Белгород. Если бы не BelgorodMusicFest, то они никогда бы и не добрались до Белгородчины, а слушатели не открыли для себя эти новые имена из мира музыки.
— Кто из коллег поддерживает вас в этом начинании? Как я поняла, это целый батальон артистов, которые воодушевлены самой идеей.
— Вы знаете, меня поддерживают все, кто приезжал, приезжает и будет приезжать на фестиваль. Я никогда не забуду сольный концерт великой Елены Васильевны Образцовой и наши дуэты с ней. Скрипач Виктор Викторович Третьяков, Владимир Маторин, Мишель Легран и многие другие — я бесконечно восхищён этими людьми и их вкладом в мой фестиваль. В этом году я с нетерпением жду выступления Ильдара Абдразакова, это самый красивый и благородный голос мира, невероятный по глубине бас. Для меня ценен каждый музыкант и каждый зритель, я благодарен всем артистам за участие и неравнодушие.
— В чем главная миссия и концепция?
— Основная культурная миссия моего фестиваля — показать, что реально происходит в мировой культуре, и как это идёт в разрез с тем, что показывают по телевизору. Сам я с большим пиететом отношусь к любому искусству, а моя виолончель «разговаривает» на разных языках – я играю в разных жанрах. Так что музыкальный спектр фестиваля очень широк: на нем представлены и классика, и опера, и балет, и джаз, и танго, и театр.
Фото: Павел Антонов
— Как вам удается успевать одновременно заниматься и ведением такого крупного мероприятия, и сольным творчеством, активно гастролировать?
— Слава Богу, что у меня есть на это силы. Кроме того, всегда и везде, где бы я ни гастролировал, я присматриваюсь к коллегам-артистам и думаю: «Может, позвать на фестиваль этого артиста? Или этого…?». Я летаю из одной точки мира в другую, даю концерты, но при этом постоянно работаю над организацией своего ежегодного мероприятия, это два параллельных процесса. Нужно контролировать выбор дат, производство афиш, букинг артистов, обеспечение их визами и билетами, номерами в гостиницах, следить за обеспечением райдеров, организацией мастер-классов и всем, что делает фестиваль фестивалем. Хорошо, что мне помогает отличная команда Белгородской филармонии, за что им отдельное спасибо.
— Какую динамику развития интереса к классической музыке вы наблюдаете? Какая публика в основном приходит на такие концерты?
— На фестивале всегда аншлаг. Я стараюсь сделать и показать максимум, работаю, так сказать, по старинке, поэтому гала-концерты длятся иногда и по четыре часа. Интерес к классической музыке растёт, и в Белгороде в том числе. И я считаю, что раз такие именитые артисты доехали до этого города, то надо показать их во всей красе, пройтись по всем жанрам. Начинаем с классики, потом джаз, танго и так далее. Каждый слушатель находит для себя то, что ему близко. К нам приходит много молодёжи, и я с удовольствием и вдохновением демонстрирую им силу и мощь классической музыки.
— Какие необычные дуэты и яркие музыкальные премьеры были на фестивале?
— Например, не в дуэте, а в трио мы впервые в мире исполнили «Пассакалью» Генделя с уникальным скрипачом-виртуозом Роби Лакатошом, постоянным участником фестиваля, и лауреаткой международных конкурсов Анной Боровик. Никогда не забуду наш дуэт Россини с богиней вокала Еленой Васильевной Образцовой, премьеру сонаты Сергея Рахманинова с оркестром. Также я делал премьеру уникального произведения «Святый Боже» британского ортодоксального композитора Джона Тавенера в Нью Йорке. Кстати, свой первый фестиваль в Белгороде я открывал именно этим произведением с хором Белгородской Филармонии.
— Приходилось ли вам сталкиваться с какими-либо организационными трудностями?
— Как вы уже отметили выше, организация такого фестиваля – всегда большой труд. Но, к счастью, есть люди и организации, которые год за годом поддерживают его. Конечно же, это губернатор Евгений Савченко — он старается не пропускать наши концерты с первого фестиваля. Огромное спасибо митрополиту Старооскольскому Белгородскому Иоанну за благословение и за его музыку, которую я исполняю на фестивалях. Ну и, конечно же, спасибо Фонду поддержки классической музыки в Белгороде. Без всех этих людей делать фестиваль было бы очень тяжело, а на Белгородчине не было бы таких артистов.
— Как меняется фестиваль с годами? Что нового появляется в построении программы?
— Я стал проводить ночные концерты — это очень атмосферно и впечатляюще, например — ночной концерт с органом. Днём проходят различные мастер-классы, мы выезжаем с музыкальными акциями в другие города Белгородской области. Например, 3 марта в рамках фестиваля я спущусь в шахту на глубину 350 метров и сыграю виолончельные сюиты Баха для шахтеров.
— Ощущаете ли вы резонанс со стороны слушателей?
— Да, конечно. Мне кажется, то, что мы собираем полные залы, а билеты распроданы ещё до того, как афиши появились в городе, — это уже результат.
Фото: Сергей Грачев
— Появляются ли новые интересные имена молодых исполнителей, играющих классику, джаз?
— Да, и это приятно. Во-первых, я хотел бы отметить довольно известный камерный оркестр Mezzo Music под управлением Наталии Боровик. Также нас всегда поддерживают белгородские джазовые музыканты, я люблю совмещать выступления мировых звёзд и ярких, местных музыкантов. Не обходится без выступлений талантливых детей — они просто самородки. В этом году на фестивале выступит мальчик, которому ещё нет и десяти лет, он сыграет на трубе Besame Mucho.
— Есть ли у вас свои ученики, и если нет — планируете ли вы в будущем заняться педагогической деятельностью?
— Я очень люблю преподавать. Для меня этот процесс – как будто заниматься с самим собой, но при этом говорить вслух. В основном я даю мастер-классы, когда приезжаю с концертами, причём у меня есть ученики любого возраста — от малышей до взрослых музыкантов.
— Расскажите о своих самых ярких творческих экспериментах и новых планах.
— Недавно я придумал программу «Космический Бах». В ней я один играю сюиты Баха на электровиолончели с необычной органной примочкой. Когда я исполняю эту программу, по телу у меня бегают мурашки, потому что звучит все это, как живой орган Кельнского собора. А ещё я обожаю делать то, что никто ещё никогда не делал. Например, взять мой новый CD «Cello Show» и превратить его в масштабное шоу на стадионе или в огромном зале с танцорами, мощными световыми инсталляциями, каскадерами и видеоинсталляцией. Это, конечно, адреналин в чистом виде. Я создал около двадцати разных виолончельных программ-жанров. Все есть на моем сайте, на ютубе, в социальных сетях — я стараюсь делать доступным свое творчество.
— Вы много путешествуете с концертами. Отличается ли зарубежная публика от российской?
— Мне кажется, в каждой стране есть свои традиции и, конечно, люди везде и всегда слушают и воспринимают по-разному. Например, в Японии, когда я играл в огромном зале Suntory Hall, я был поражён, какая тишина стояла в зале. Это типичное японское уважение, которое для европейца или американца было бы необычным. А вот в Латинской Америке люди любят не только громко похлопать, но и потопать ногами. Так что я все время узнаю много нового. Приезжайте на пятый международный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлев и друзья», который пройдёт с 27 февраля по 7 марта и хлопайте, топайте, дарите овации, кричите от восторга и умиляйтесь. Эмоции слушателя для меня — самое драгоценное.
Источник: http://daylinews.ru/kultura/на-belgorodmusicfest-сыграют-концерт-в-шахте-на-глуби/