bg
bg
menu

Универсальный гений музыки

728d1204890ff5dc2adbd3561272a634Белгородский фестхаус посетили чудо-скрипач и его band

Роби Лакатош. Виртуозный скрипач, чьё выступление хотят заполучить ведущие концертные площадки мира. А заполучили белгородские меломаны. 13 марта концерт Лакатоша и музыкантов его ансамбля в Белгородской государственной филармонии потряс всех, кто стал свидетелями этого невероятного музыкального действа. Идея, казавшаяся фантастичной ещё несколько недель тому назад, обернулась счастливой реальностью благодаря III Международному музыкальному фестивалю BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья».

Виват, Лакатош!

Он приковывал бы к себе взгляды, даже не будучи музыкантом экстра-класса. Статный, импозантный, элегантный аристократ с чудесными усами, на подкручивание которых он ежедневно тратит пять минут – и без того и дня не проходило, – обладающий обезоруживающим, невероятно мощным магнетизмом, Лакатош шагнул к нам будто из другого столетия. Настоящий король цыган от музыки и по жизни.

К скрипке, как к игрушке, Роби потянулся в два года. Естественным для него это влечение не могло не стать, ведь он правнук легендарного Яноша Бихари, короля цыганской скрипки. Игра венгерского Орфея поражала и Бетховена, и Листа. Последний восхищался его даром на страницах своего сочинения «Цыгане и их музыка в Венгрии». Играли и дед, и отец Лакатоша. Сегодня на престоле их сменил Роби.

С 6 лет он начал учится скрипке осознанно. Поначалу строгий порядок привёл его в недоумение, и он решил: «Буду барабанить!» Но какие барабаны в семье потомков Бихари (правда, в его доме три ударные установки – и теперь барабанить в своё удовольствие ему никто не запретит)… Только скрипка! Через три года его талант уже оценила публика. Только окончив Будапештскую консерваторию имени Белы Бартока, заключит контракт и отправится в Брюссель. Бельгия станет его второй родиной. Здесь он откроет ресторан, который, только стоит ему заиграть, будет превращаться в настоящий концертный зал. Сюда на протяжении десяти лет будет спешить даже легендарный Иегуди Менухин.

Дьявольский и Божественная

Роби называют скрипачом дьявола, подчёркивая его равность великому Паганини. Техника, исполнительский аппарат, скорость, мощь… – невозможность постичь то чудо, свидетелями которого мы становимся, крепко удерживает нас в Средневековье. Между тем Лакатош улыбается, считая этот эпитет весьма остроумным, но уже серьёзно говорит о том, что вся музыка от Бога и дар,безусловно, тоже. Правда, кое в чём венгерский скрипач превзошёл генуэзского – пиццикато он играет тремя (!) пальцами. Отчего инструмент его превращается и в балалайку, и домру, и мандолину… Действительно, непостижимо. Такого даже Никколо не делал.

Что же за скрипка оживает в руках Лакатоша? Кремонская. Правда, не та самая – копия. Вот только от настоящей её почти не отличить. Как-то Роби и знаменитый скрипач Максим Венгеров, обладатель скрипки Страдивари, играли вместе и поменялись инструментами. Большого труда им стоило разобрать после, где «Крейцер» Венгерова, а где del Gesu Лакатоша. Кстати, любопытно, как скрипка венгра получила своё имя del Gesu (с итальянского – божественная). Мастер Кремоны творил её специально для Роби. И труд его сопровождала именно музыка великого цыгана. Завершив работу, он отнёс инструмент в местную церквушку – с такого символического приношения Богу скрипка начала свою удивительную жизнь. Лакатош, естественно, её очень любит. И для неё разработал специальные струны – Lakatos pizzicato. Каждая из них создана из своего материала – титан, золото, серебро. А служат они более правильному расширению звука.

Театр скрипки

Условно стиль Лакатоша называют именно так. Он рождается на стыке классики, венгерского фолка и авангардного джаза с вкраплениями джаза-мануша (цыганского джаза), рока, фьюжн и бог весть чего ещё. Здесь и скрипичные имитации звуков природы, пения птиц, интонаций человеческого голоса… И на вопрос о том, осталось ли что-то недоступным для него, глубоко задумывается и молчит. Словом, на своих выступлениях он делает всё, чтобы слушатели не засыпали: «Я хочу, чтобы люди были счастливы от того, что слушают мою музыку».

Роби претворяет в новую оригинальную форму музыку своего народа. Открывает её для всего мира. Что касается мануша, то его он впитал через музыку наставника и друга – знаменитого джазового скрипача Стефана Граппели, фактически создателя скрипичного варианта этого направления. Граппели играл с гитаристом Джанго Рейнхардтом, основавшим этот уникальный стиль.

Лакатош – универсальный музыкальный гений. Не только скрипач, ударник. Он и композитор, пишущий в том числе и для кинематографа, и великолепный аранжировщик, и даже актёр. И создатель своего ансамбля, в котором играют музыканты высочайшего класса. На смену своим отцам к Лакатошу пришли пианист Чеки Кальман и гитарист Ласло Балог. Играют здесь молодые талантливые братья – контрабасист Ласло и один из лучших в мире цимбалистов Ено Листеш. А Ласло Бони (вторая скрипка) учил отец Лакатоша. В этих крепких, почти родственных связях, кажется, кроется один из секретов их уникального феномена.

Я так люблю…

…так играю, так слышу, – попытается объяснить Лакатош свой дар. Но в его случае все слова мира тусклы. Игру Роби нужно только слушать. И белгородские меломаны услышали. Большую часть программы составили собственные сочинения венгра. Его «Новый альянс» открыл концерт. Рояль, контрабас, акустическая гитара, цимбалы, скрипка – и здесь же музыканты его ансамбля во всём великолепии представили сольные партии своих инструментов.

Много импровизировал Лакатош, обращаясь к известным темам мировой музыкальной культуры – его интерпретации неожиданны, но всегда восхитительны и безупречны. Бьюсь об заклад, такой «Калинки» ещё никто из белгородцев не знал. Музыкальный размер, в котором её исполнил Роби, – 11/8 (!). В то время как изначальный размер песни Ларионова – 2/4. Как не знал таких интерпретаций музыки из популярного бродвейского мюзикла «Скрипач на крыше», комедии «Высокий блондин в чёрном ботинке», «Песенки крокодила Гены», романса «Две гитары». И уж, конечно, никто не исполнил бы венгерский «Чардаш» Витторио Монти лучше и нестандартнее Лакатоша и его band.

Иногда к королю цыганской скрипки присоединялся Борислав Струлёв – и прямо на наших глазах рождались невероятно удивительные вещи. Скажем, импровизация на тему вальса «Муки любви» Фрица Крейслера. А для Пассакалии Георга Фридриха Генделя сплотились скрипка Лакатоша, виолончель Струлёва и скрипка лауреата международных конкурсов Анны Боровик (Москва). Партитуру, которую всегда исполняют дуэтом, музыканты фестиваля разложили на три партии.

«Мы исполним Пассакалию втроём. Впервые. Вряд ли бы Гендель имел что-то против голоса скрипки Роби», – предварил Струлёв неожиданное трио.

После столь виртуозного и чувственного исполнения возразить не смог бы никто. Ошеломило и блестящее выступление венгров с камерным оркестром Белгородской филармонии Mezzo music под управлением Натальи Боровик. Белгородские музыканты продемонстрировали свой высокий уровень, играя на одной сцене с таким мастером, как Лакатош.

Когда-то композиция Мишеля Леграна «Папа, ты меня слышишь?», созданная для музыкальной мелодрамы «Йентл», принесла «Оскар» Леграну. Увеличила любовь публики к Барбре Стрейзанд, её исполнившей. Вчера эта любовь принадлежала Роби. И пианисту Чеки Кальману, в дуэте с которым он играл. Ещё один оскароносец вечера – музыкальный лейтмотив фильма-памятника «Список Шиндлера» Стивена Спилберга. Сочинение Джона Уильямса получило и «Оскара», и BAFTA, и «Грэмми», и «Золотой глобус». Тема катастрофы в жизни одной нации и всего человечества в целом тесно переплетается с темой войны и вынесенного, выстраданного, выкупленного жизнью и кровью мира – вот что претворили в эту музыку, музыку с трагическим контекстом. И как-то совсем по-особому Лакатош представил трогательную, пронзительную мелодию тоски, обречённости, вместе с тем милосердия, возвышающей человека любви. И обнаружил в её глубинах противостояние бессмысленности, нелепости смерти и непреодолимой жажды к жизни.

Роби счастлив участвовать в белгородском фестивале. Он желал увидеть глаза людей, поскольку так чувствует ту землю, на которую ступает впервые. А в Белгороде виртуозный скрипач впервые. И дождался: Лакатош заставил балансировать наше и чувственное, и рациональное восприятие где-то на грани физического конца и духовного бессмертия. И ощутив это, долго не мог покинуть сцену – всё играл и играл, утопая в овациях восторженной публики.

BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья» проводят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства. Концерт закрытия фестиваля прозвучит 15 марта.

Екатерина Шаронова
Источник: БелПресса
Copyright © 2012 - 2022
Обслуживание сайта: Спутник Медиа