VI Международный музыкальный фестиваль BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья»: Короли Джаза
4 марта в Большом зале Белгородской государственной филармонии состоялся заключительный концерт VI Международного музыкального фестиваля BelgorodMusicFest «Борислав Струлёв и друзья». В трех отделениях вечера на сцене блистали настоящие мэтры джаза — мультиинструменталист Аркадий Шилклопер, парижское трио Людовика Бейера и джазовая певица из Чикаго Тэмми МакКен, выступившие совместно с Бориславом Струлёвым, камерным оркестром Mezzo Music под управлением Натальи Боровик и Биг-бэндом No comment Владимира Уварова.
Программу последнего фестивального концерта открыла церемония вручения наград победителям конкурса ArtCelloLab — уникального проекта, своеобразного синтеза струнной музыки и живописи. Главной целью конкурсантов было создание картины, которая стала бы самой оригинальной рамкой электровиолончели Борислава Струлёва.
Лауреатами конкурса ArtCello стали белгородцы 14-летняя Эмилия Соколова, учащаяся 12-й гимназии и школы искусств № 1 (картина акриловыми красками), 15-летние Калашникова Светлана и Орлова Дарья (картина «Огненное чудо»), Виктория Гребнева — учитель ИЗО и английского языка гимназии № 12 Белгорода, а также Людмила Дьяченко и Михаил Шевцов (фреска «Символ» с использованием новой силикатной краски «рефть», предназначенной для росписи храма). Награды вручал московский художник Александр Жерноклюев, который на днях порадовал белгородцев творческой встречей и мастер-классом в фойе филармонии.
Музыкальная часть концерта началась со знакомства публики с музыкантом, которого с гордостью принимают самые престижные концертные залы мира. Впервые в Белгороде выступил необыкновенный композитор, аранжировщик, импровизатор Аркадий Шилклопер — один из лидеров джаза современности, виртуозно играющий на удивительных инструментах.
«Гуру мировой музыкальной культуры» (по выражению ведущего фестиваля Василия Мичкова) вышел на сцену, исполняя соло на самом длинном в истории искусства духовом инструменте — альпийском роге. В четырёхчастной сюите «Альпийская тропа» Аркадий Шилклопер с помощью «дудачества» (именно так он называет всё своё творчество) обратился к образу Альп. Звучание уникального исторического инструмента напоминает тембр валторны и в этих загадочных зовах, джазовых тонах и ритмах улавливается то настроение, какое хотел передать автор.
Валторна, флюгельгорн, корно да качча, рожки, раковина… — на каких только инструментах Аркадий Шилклопер не играл в этот вечер! В «Кобре», сольной пьесе на два голоса — «Дуэте для одного» или «Фанки-этюде», в «Савке и Гришке» и Folk song переплелись характерные ритмы, тембры, неповторимые звучания, признаки разных жанров, стилей, эпох и направлений. Аккомпанировал музыканту камерный оркестр Mezzo music под управлением Натальи Боровик.
Валторна и виолончель становятся абсолютно джазовыми инструментами в руках мастеров — Аркадий Шилклопер и Борислав Струлёв представили новую трактовку знаменитой арии И. С. Баха из сюиты № 3 ре мажор. В композиции Black mail, отзывающей к фильму Альфреда Хичкока, их инструменты звучали особенно нетрадиционно, воспроизводя любопытные по чистоте интервалы, диссонансы и издавая призвуки.
Ежегодно в рамках фестиваля Борислав Струлёв открывает публике молодые таланты Белгородчины. Шестой BelgorodMusicFest не стал исключением. Второе отделение концерта 4 марта началось с представления юного дарования — ученицы Разуменской школы искусств, 14-летней Марией Козлобаевой, виртуозно владеющей ксилофоном. Девочка исполнила «Концертный чардаш» А. Полонского.
Совершенным чудом для гостей фестиваля было выступление французского трио Ludovic Beier Trio в составе Людовик Бейер — баян, Дуду Кюйерье — гитара, Антонио Ликусати — контрабас. Баянист, аккордеонист, «сумасшедший виртуоз», по выражению Борислава Струлёва, Людовик Бейер в Белгороде впервые играл на эксклюзивном инструменте, изготовленном фирмой Roland в Москве.
Четкий ритм, безудержная энергия и французская утонченность чувствовались в игре джазового ансамбля, соединившей мелодии из популярных французских кинофильмов (таких как «Мужчина и женщина»), эстрадные хиты (например, знаменитая песня Every breath you take Стинга), интонации русских песен («Катюша») и, конечно, собственные импровизации коллектива.
В содружестве с трио Бейера Борислав Струлёв исполнил композиции Marcel и Bossa Dorado. Это была яркая музыка Людовика Бейера, приправленная танцами друзей — Борислава и Бейера — с элементами моцартовского рондо в турецком стиле… и даже звуками Deep Purple, а также русских «Подмосковных вечеров»…
Гитарист трио Дуду Кюйерье предстал перед публикой и в роли певца: прозвучавшая в его исполнении цыганская любовная песня Gypsy love song стала одним из самых ярких моментов выступления французских музыкантов.
В третьем отделении под звуки Биг-бэнда филармонии No comment под управлением Владимира Уварова на сцену вышла чикагская джазовая дива Тэмми МакКен, продолжательница традиций вокального исполнительства, заложенных Эллой Фицджеральд.
Душевность и невероятная самоотдача, артистичность и жизнерадостность певицы сочетались с ее блестящим, взрывным тембром голоса. В исполнении солистки звучали её любимые песни — All god’s children got rhythm, Lullaby of Birdland, Let’s fall in love…
Посвящением 100-летию со дня рождения Эллы Фицджеральд и творчеству Джорджа Гершвина стала композиция Embraceable you. Тэмми пела и вместе с джазовыми музыкантами филармонии Павлом Могильниченко, Сергеем Заваруевым, Олегом Ивановым.
И, конечно, со своим другом Бориславом Струлёвым. Знаменитые Autumn leaves Фрэнка Синатры, Summertime Джорджа Гершвина, Caravan Хуана Тизола и др. подарили незабываемые моменты соприкосновения с прекрасным!
Фестиваль завершен! Впереди антракт длиною в год и новые открытия!