Звонница «София» и бандонеон прозвучали для белгородцев
Уникальные музыкальные инструменты, яркие премьеры и виртуозные исполнители. «Симфоджаз по-русски» – именно так организаторы назвали финальный день музыкального фестиваля BelgorodMusicFest.
Вечер открыл благодатный звук православных колоколов нового музыкального инструмента – звонницы «Софии», которую привёз в Белгород её создатель – заслуженный артист России, композитор Михаил Иванов. Изготовленная в 2009 году, звонница стала последним запатентованным музыкальным инстументом в мире. В её основе не только привычные современникам колокола, но и их прародители – билы – самые древние плоские колокола, звучащие по тембру как благовесты.
Совместно с камерным оркестром филармонии Mezzo Music, сводным хором Белгородской митрополии и Бориславом Струлёвым Михаил Иванов исполнил глубоко лиричные, словно перелистывающие перед слушателями страницы великой и драматичной истории российского государства композиции «Перезвоны. На семи ветрах» и «Былина», которую композитор посвятил величайшему подвижнику, покровителю земли русской Сергию Радонежскому.
Сочинительский талант митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна Борислав Струлёв открыл белгородцам на прошлогоднем фестивале. Тогда он совместно с канадским пионистом-виртуозом Мэтом Херсковицем за одну ночь аранжировал и презентовал блюз, написанный главой белгородского духовенства. Добрую традицию продолжили в этом году. Премьерами вечера стали исполненные любви к родному Отечеству нежная словно песнь матери «Небесная колыбельная» и глубокий духовный «Гимн».
«Мы живём в такое время, когда приходится доказывать и тем, и другим, что мы лучше! Но на свете есть более святые и важные вещи. И этим концертом мы будем доказывать, что они существуют!», – отметил в общении с журналистами Борислав Струлёв.
Пожалуй, самой главной вещью на этом свете является мир и любовь к ближнему своему. Поэтому следующей композицией вечера стало исполненное Бориславом Струлёвым и «талисманом фестиваля» — скрипачкой Анной Боровик – «Танго любви». Оно предворило выступление аргентинского бандонеониста Хуана Пабло Джофре, который является участником латиноамериканского движения за мир на Земле.
Ученик Хулио Пани и Даниэля Бинели – музыкантов из сикстета Астора Пьяццоллы – в России впервые. Но, по словам молодого композитора и исполнителя, аргентинское понимание музыки близко к русскому: мелодия не должна быть поверхностной. Музыка – это чувственность, страсть, драма и элегантность. Именно эти качества музыкант продемонстрировал, исполнив вместе с Mezzo Music танго собственного сочинения, а также композиции «Колыбельная» и «Будь как вода» дуэтами с Анной Боровик и Бориславом Струлёвым. К слову, во время пресс-конференции аргентинский композитор поделился, что, прогуливаясь по Белгороду, он начал сочинять новую композицию. Время покажет, но, будем надеяться, что мы всё-таки услышим «Танго Белого города» Хуана Пабло Джофре.
Фантастическую точку в первом отделении концерта поставили Михаил Иванов, Борислав Струлёв, Анна Боровик и оркестр Mezzo Music, сыграв «наш ответ американцам» – яркую, сочную и уникальную в своём роде композицию Bells in Blues. Впервые в России и именно в Белгороде колокола зазвучали в стиле «блюз».
Не менее яркой оказалась и вторая часть вечера, которая перенесла слушателей в эпоху советского джаза. А «виновниками» этого путешествия во времени стали виртуозы легендарного ансамбля Георгия Гараняна «Мелодия». Созданный почти сорок лет назад, ансамбль по сей день является одним из лучших коллективов страны. Из поколения в поколение среди музыкантов биг-бэнда передаётся умение делать из простых вещей богатые музыкальные сочинения. Каждая исполненная ими композиция — это целая история.
«Мы рады работать в этом городе, но особенно рад приезду сюда наш музыкант Роман Беляев, ведь здесь живут его родители», – после этих слов дирижёра Евгения Волошина «Мелодия» стала белгородцам ещё родней. Бурными аплодисментами белгородцы поприветствовали земляка и его коллег. Словно в благодарность за признание, в этот вечер ансамбль подарил гостям фестиваля самые лучшие и проверенные временем шлягеры, написанные признанными мэтрами отечественной музыки – Андреем Петровым, Михаилом Таривердиевым, Александром Зацепиным и другими.
Одни за другим неслись энергичная «Эй, моряк, ты слишком долго плавал», затем сыгранная на саксофоне лиричная «Я спросил у ясеня». Яркая мелодия из кинофильма «Джентельмены удачи» плавно перетекла в искромётный джазовый стандарт «Прекрасная любовь», исполненый совместно с виолончелью Борислава Струлёва. Не дав выдохнуть зрителю, музыканты «Мелодии» совершили «путешествие» в Америку сороковых, сыграв композиции из фильма «Серенада солнечной долины».
Бурными овациями белгородцы встретили попурри из кинофильма «Бриллиантовая рука». Знакомые всем «Помоги мне», «Песня про зайцев» и «Остров невезения» музыканты виртуозно играли под нестихающие аплодисменты зрителей. Саксофоны, трубы, фортепиано, ударные – всё это неповторимый советский джаз!
«Какой же джаз без «Каравана»! – объявил заключительную композицию третьего международного фестиваля BelgorodMusicFest Евгений Волошин. Джазовый стандарт, написанный в тридцатые годы прошлого века и сегодня не теряет своей популярности, что ещё раз доказали своими аплодисментами и криками «Браво!» белгородские зрители.
Третий международный музыкальный фестиваль BelgorodMusicFest завершился, но уже в следующем году Борислав Струлёв и команда его друзей вновь соберутся в Белгородской государственной филармонии, чтобы подарить своим слушателям качественную музыку и хорошее настроение.
Татьяна Косицына
Фото автора
Источник: Белру